Зеленые школы

Форма отчёта по проекту «Зелёные школы»

1. Полное официальное название

учреждения образования (иного учреждения, организации)

Государственное учреждение образования «Новосёлковская базовая школа»»

2. Ф.И.О. руководителя учреждения образования (иного учреждения, организации)

Толкина Елена Владимировна

3. Почтовый адрес учреждения образования (иного учреждения, организации)

231710, д. Новосёлки, ул. Центральная,35, Гродненского района, Гродненской  области

4. Телефон (с кодом)

8 0152 683016

5. Факс (с кодом)

 -

6. Адрес электронной почты, сайт учреждения образования (иного учреждения, организации)

novosjolki.sch@grodno-region.by

https://novosjolki.grodruo.by/

7. Ф.И.О. работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работу по проекту «Зелёные школы»

Марчук Елизавета Викторовна

8. Контактный телефон работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работу по проекту «Зелёные школы»

80152 683017

9. Адрес электронной почты работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работу по проекту «Зелёные школы»

novosjolki.sch@grodno-region.by

10. Общая численность работников учреждения образования (иного учреждения, организации)

21

11. Количество работников учреждения образования (иного учреждения, организации), принимающих участие в реализации проекта «Зелёные школы»

5

12. Общая численность обучающихся в учреждении образования (ином учреждении, организации)

33

13. Количество обучающихся учреждения образования (иного учреждения, организации), принимающих участие в реализации проекта «Зелёные школы»

13

14. Каким образом реализуется проект «Зелёные школы» в учреждении образования (ином учреждении, организации)

Проект реализуется через учебную деятельность, воспитательную работу (классные и информационные часы), дополнительные внеурочные занятия и мероприятия, благоустройство и озеленение школьной территории. Учащиеся и педагоги школы принимают активное участие в экологических конкурсах, акциях.

15. Сроки реализации проекта «Зелёные школы» в учреждении образования (ином учреждении, организации)

Сентябрь 2023-сентябрь 2025гг.

16. Количество заданий, выполненных по соответствующим направлениям проекта «Зелёные школы»:

§  Биоразнообразие

§  Энергосбережение

§  Водосбережение

§  Обращение с отходами

§  Качество атмосферного воздуха

§  Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом

Общее количество выполненных заданий

 

5

5

3

 

2

 

 3

 

3

 

 

3

24

17. На диплом какого уровня претендует учреждение образования (иное учреждение, организация)

Диплом 3 степени

 

Анкета-заявка

 

1. Полное официальное название учреждения образования (иного учреждения, организации)

Государственное учреждение образования «Новосёлковская базовая школа»

2. Ф.И.О. руководителя учреждения образования (иного учреждения, организации)

Толкина Елена Владимировна

3. Почтовый адрес учреждения образования (иного учреждения, организации)

231710, Гродненская область, Гродненский район, д. Новосёлки, ул. Центральная, 35

4. Телефон (с кодом)

8(0152)683016

5. Факс (с кодом)

нет

6. Адрес электронной почты, сайт учреждения образования (иного учреждения, организации)

novosjolki.sch@grodno-region.by

https://novosjolki.grodruo.by/

7. Ф.И.О. работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работу по проекту «Зелёные школы»

Марчук Елизавета Викторовна

8. Контактный телефон работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работу по проекту «Зелёные школы»

8(0152)683017

9. Адрес электронной почты работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работу по проекту «Зелёные школы»

yelizaveta.marchuk.01@mail.ru

10. Общая численность работников в учреждении образования (ином учреждении, организации)

23

11. Общая численность обучающихся в учреждении образования (ином учреждении, организации)

33

12. С какого времени в учреждении образования (ином учреждении, организации) начата реализация проекта «Зелёные школы» (дата, номер приказа)

Приказ от _29.12.2023__№ _194_

13. Другие дополнительные сведения об учреждении образования (иной организации, учреждении), которые бы вы хотели сообщить

 

 

План работы  государственного учреждения образования

"Новосёлковская базовая школа" по реализации проекта «Зеленые школы» на 2024 год

Цель: повышение уровня экологического образования обучающихся и внедрения в практику работы учреждения образования мероприятий по сохранению биоразнообразия, энергосбережению, водосбережению, обращению с отходами, мониторингу окружающей среды и атмосферного воздуха.

Задачи:

  1. Продолжить создавать условия для реализации познавательных, исследовательских, творческих способностей учащихся в практической экологической деятельности через вовлечение учащихся в общественно значимые действия и мероприятия по сохранению природы и бережному отношению к природным ресурсам;
  2. Продолжить актуализировать знания учащихся о видовом разнообразии живых организмов пришкольной территории, об источниках отходов и мусора и способах их минимизации, переработки и вторичного использования;
  3. Продолжить совершенствовать умения учащихся проводить наблюдения, измерения, исследования в природе и в быту;
  4. Продолжить воспитывать активную гражданскую позицию в решении вопросов потребления и природоохранной деятельности.

 

Раздел 1. «Биоразнообразие»

Задание

Время выполнения

Ответственный

  1.  

Информировать учащихся о необходимости изучения биоразнообразия травянистых растений пришкольной территории

январь

Марчук Е.В.

  1.  

Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории.

апрель

Марчук Е.В.

3. 

Изучить разнообразие деревьев и кустарников на пришкольной территории

апрель,май

Марчук Е.В.

4.

Изучить разнообразие птиц на

территории учреждения

образования

апрель-октябрь

Марчук Е.В.

Никонова Т.Н.

5.

Изготовить и разместить кормушки для птиц. Организовать регулярную подкормку.

 

октябрь-ноябрь

Никонова Т.Н.

Цвдик А.В.

6.

Изучить разнообразие наземных насекомых на территории учреждения образования

май

Марчук Е.В.

Тупик С.С.

7.

Посетить и собрать информацию о ближайшей к учреждению образования особо охраняемой природной территории (заказник, заповедник, национальный парк, памятник природы)

апрель-май

Классные руководители 5-9 классов

 

Раздел 2. «Энергосбережение»

Задание

Время выполнения

Ответственный

  1.  

Провести изучение потребления электроэнергии в

учреждении образования

 

октябрь

Лойко И.Ю.

  1.  

Провести изучение расходования тепла в учреждении образования

 

сентябрь- ноябрь

Снопок Л.А.

  1.  

Провести анализ ситуации по

Эффективности использования энергии в учреждений образования и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии на год

март-апрель

Снопок Л.А.

  1.  

Выполнить план и провести

мониторинг эффективности

действий по энергосбережению в учреждении образования

январь-март

Снопок Л.А.

  1.  

Провести изучение потребления электроэнергии

и расходования тепла дома.

Разработать семейные

памятки по рациональному

использованию энергии дома

март

Класные руководители 5-9 классов

                                                Раздел 3. «Водосбережение»

Задание

Время выполнения

Ответственный

  1.  

Провести изучение потребления воды в учреждении образования

январь-март

Цыдик А.В.

  1.  

Провести анализ ситуации по

эффективности использования воды в учреждении образования

ноябрь-декабрь

Цыдик А.В.

  1.  

Выполнить план действий по

рациональному использованию воды в учреждении образования

февраль-апрель

Снопок Л.А.

  1.  

Провести изучение потребления воды дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию воды и ее сбережению дома

январь-март

Никонова Т.Н.

                       

                            Раздел 4. «Обращение с отходами»

Задание

Время

выполнения

Ответственный

1.

Разработать план действий по

минимизации объемов образования отходов в учреждении образования

октябрь

Снопок Л.А.

2.

Выполнить план действий на

год по минимизации отходов в

учреждении образования

январь-май

Снопок Л.А.

3.

Провести изучение состава и

количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче

апрель-май

Никонова Т.Н.

Кухта О.А.

                             Раздел 5. «Качество атмосферного воздуха»

Задание

Время выполнения

Ответственный

  1.  

Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами

биоиндикации в микрорайоне учреждения образования

сентябрь-декабрь

Марчук Е.В.

  1.  

Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне учреждения образования

апрель

Марчук Е.В.

  1.  

Оценить уровень загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств (по концентрации углерода) в микрорайоне учреждения образования

октябрь-декабрь

Марчук Е.В.

  1.  

Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования

Февраль-март

Марчук Е.В.

           

 Раздел 6. «Информационно-экологические мероприятия

по работе с местным сообществом (экологические инициативы)»

Задание

Время выполнения

Ответственный

  1.  

Провести обследование состояния окружающей среды

август-октябрь

Цыдик А.В.

  1.  

Подготовить и разместить в

общедоступных местах для

местного населения наглядный природоохранный информационный материал, созданный учащимися.

апрель

Никонова Т.Н.

 

  1.  

Подготовить, организовать и

провести информационные

экологические мероприятия

для местного населения.

апрель-май

Марчук Е.В.

  1.  

Провести практические

экологические акции с

привлечением местного

населения и осветить их в

СМИ.

май

Кухта О.А.

Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом -  СШ №3 г. Ивацевичи

Информационно-экологические мероприятия

Выполнение заданий
Направление «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы)»
6.2. Подготовка и размещение в общедоступных местах для местного населения
наглядного природоохранного информационного материала, созданного учащимися
Даты выполнения: март 2024
Количество участников: 13 (ученики 5-9 классов)
Ответственный педагогический работник: Никонова Т.Н., Цыдик А.В. учителя начальных классов

В последнее время все чаще в нашем обществе поднимается вопрос о трудовом воспитании молодежи. У наших детей с каждым днем все меньше хлопот по дому, работать в огороде им тоже практически не приходится, поэтому вдвойне приятно, услышать положительный ответ на обращение к школьникам «Давайте сделаем нашу деревню чище!». 

Экологические мероприятия в рамках Недели экологии охватят каждый район  Беларуси | Новости | Министерство природных ресурсов и охраны окружающей  среды Республики Беларусь

Роль экологии в современном обществе: Значение и роль экологии в  современном мире — Сиеста Доставка еды

Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом» ( экологические инициативы) © СШ №7 г.Барановичи

КАЛЕНДАРЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ДАТ И ПРАЗДНИКОВ. Заболотская средняя школа

 

Выполнение заданий  

Направление «Качество атмосферного воздуха»

5.1 Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования 

Даты выполнения: сентябрь, март

Количество участников: 13

Ответственный педагогический работник: Стальмаков А.Н. 

 Определили степень запыленности воздуха на трёх пробных площадках недалеко со школьной территории различных древесных пород липы мелколистной, тополя канадского, рябины обыкновенной с одинаковой антропогенной нагрузкой.

На каждой площадке выбрали по 5 деревьев одной породы (липа мелколистная, тополь канадский, рябина обыкновенная). На высоте 1-1,5 м. со стороны дороги с каждого дерева брали по 10 листьев и помещали в чистые пронумерованные стеклянные банки с крышкой, смывали пыль, воду отфильтровывали, взвешивали высушенный фильтр до фильтрации и после.

В наших исследованиях установлено, что высокий уровень пыли (0,10 – 0,20 г/м2) осаждается на листьях липы мелколистной, показатель уровня (0,05 – 0,09 г/м2) обнаружен на листовых пластинах рябины обыкновенной, умеренный уровень (0,02 – 0,04 г/м2) на листовых пластинах тополя канадского.

Уровень запыленности воздуха до дождя выше, чем после дождя, так как масса пыли на поверхности одной листовой пластины до дождя больше на 0,6%, чем после дождя.

Визуальное обследование территорий несет черты антропогенности.

Загрязнение атмосферного воздуха промышленными предприятиями и автотранспортом в РБ

Загрязнение атмосферного воздуха промышленными предприятиями и  автотранспортом в РБ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Загрязнение атмосферного воздуха промышленными предприятиями и  автотранспортом в РБ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Воздух: незаметный и необходимый

Воздух: незаметный и необходимый | zviazda.by

Сентябрь  2023

 

Инициативная группа учащихся 7 класса изучили материалы отчета о выявленных причинах загрязнения атмосферного воздуха на пришкольной территории и разработали план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования

 

Март 2024

Учащиеся 5-6 классов познакомились  с материалами о  причинах загрязнения атмосферного воздуха своей местности, создали  памятку «Как сделать воздух чистым!» и разместили  её в общедоступных местах для местного населения.

Цель: минимизация объемов образования отходов в школе.

Задачи:

- изучить состав образующихся в школе и дома отходов;

- привлечь школьников и педагогов к уменьшению отходов внутри школы и дома;

- организовать раздельный сбор отходов в школе

Ответственный педагогический работник: Батуро Т.А., учитель трудового обучения 

План работы по минимизации объёма образования отходов в школе

на 2023-2024 уч.год

 

Мероприятие

Ответственные

  1.  

Разработка и распространение среди учащихся и их родителей буклета по минимизации объёма образования отходов

классные руководители

  1.  

Мастер-класс «Вторая жизнь полимерных отходов»

Марчук Е.В.
  1.  

Выставка работ учащихся «Вторая жизнь полимерных отходов»

классные руководители

  1.  

Конкурс кормушек из вторсырья

Классные руководители 1-4 классов

  1.  

Участие в акции “Сдай макулатуру – сохрани дерево”

 классные руководители

  1.  

Регулярная акция по сбору отработанных батареек 

Марчук Е.В.
  1.  

Создание и организация работы агитбригады для пропаганды раздельного сбора мусора, уменьшения образования отходов.

Снопок Л.А.

  1.  

Проведение информационного часа «Выбери упаковку правильно»

Классные руководители

  1.  

Экологические уроки «Экологическая ответственность, или чем планете грозит наша безответственность»

Марчук Е.В.
10.

Мониторинг результативности проведенных мероприятий

Толкина Е.В.

 

 

Обращение с отходами - Государственное учреждение образования "Детский сад  № 39 г. Борисова"

Обращение с отходами | Министерство природных ресурсов и охраны окружающей  среды Республики Беларусь

Обращение с отходами - Октябрьская средняя школа

Порядок обращения с отходами: инструкция, особенности

Отчёт по результатам изучения состава отходов в школе за неделю          

Виды отходов

Вес ( г)

Процентный состав(% )

Бумага и картон

7300

73

Пластик (полиэтилен)

900

9

Пищевые отходы

1300

13

Растительные отходы

100

1

Фольга

10

0,1

Другие отходы

390

3,9

Всего

   10000

Памятка по минимизации отходов бумаги

vОставшиеся чистые листы и обложки исписанных тетрадей  используйте  для черновиков

vЦветные обложки исписанных простых тетрадей используйте в качестве цветной бумаги (зелёная, жёлтая, голубая, розовая), а обложки использованных альбомов – в качестве картона

vИспользуйте бумагу повторно (для упаковки, черновых записей и т.д.)

vВыделите удобное место для хранения использованной бумаги, чтобы пользоваться её обратной стороной

vСобирайте ненужную бумагу, газеты, журналы и сдавайте их в макулатуру

vЕсли вы не можете это сделать сами, отдайте   тому,  кто    её собирает и сдаёт в макулатуру.

vОтдавать при покупках предпочтение тем материалам и предметам, которые поддаются вторичной переработке

vБережно относится к старым вещам и не спешить их выбрасывать, можно из ненужной вещи сделать много интересного

vСтараться использовать в быту предметы, которые долго служат: отказаться от одноразовой посуды в пользу обычных чашек и ложек.

Отчёт по результатам  исследования образующихся дома наиболее значительных отходов

(за 1 день,  неделю, месяц,  год)

 

  Исследование проводилось в шести семьях учащихся 4 класса

 

Фракции отходов, которые были найдены в результате исследования 

За день (гр.)

За неделю

(гр.)

За месяц

(гр.)

За год

(гр.)

  Процентный    состав

 

Бумага, картон

850

5950

25500

310250

24, 3%

Пластик

550

3800

16500

200750

15,7 %

Стекло

900

6300

27000

328500

25,7 %

Другие отходы (растительные, пищевые, ткань и т.д.)

1200

8400

36000

438000

34,3 %

Общее количество мусора

3500

24500

105000

1277500

100 %

 

Основными источниками отходов, образующихся  дома, являются:

  1. Упаковочные материалы из бумаги и полимеров от чипсов, конфет, печенья, соков, кукурузных палочек и т.д.
  2. Пластиковые бутылки от напитков,  упаковки от йогурта,    ручки, поломанные линейки, обложки от книг и тетрадей косметические упаковки, контейнер от яиц и т.д.
  3. Листы из тетрадей, исписанные тетради, упаковочная бумага, картон, картонные коробки, исписанные альбомные листы.
  4. Пищевые отходы (огрызки яблок, груш, кожура апельсинов, мандаринов, бананов, очистки от овощей, семечки).
  5. Растительные отходы (листья и цветы комнатных растений).
  6. Металлы (консервные банки металлические).
  7. Стекло (стеклянные банки от пищевых продуктов, разбитая посуда).
  8. Текстиль (обрезки ткани).

        

Акция "Соберем мусор вместе" (июнь)

IMG_3346.JPGIMG_3345.JPG

IMG_3344.JPG

 

Водосбережение 

 

Направление «Водосбережение»

3.1 Провести изучение потребления воды в школе    

Даты выполнения: февраль-март 2024

Количество участников: 8 (учащиеся 6,8 классов)

Ответственный педагогический работник: Стальмаков А.Н.

 

 

Март 2024

22 марта для учащихся 5-7 классов было проведено мероприятие, посвященное Всемирному дню воды, «День воды», в ходе которого ребята разгадывали кроссворды, отвечали на вопросы, задавали сами разные вопросы.

 

Мероприятие прошло в дружеской атмосфере и оставило массу приятных впечатлений.

 

Февраль 2024

В январе-феврале 2024г учащиеся 6 класса произвели подсчет годового потребления воды в школе и составили план по сбережению воды в школе на год.

 

Учитывая квартальное потребление воды за октябрь-декабрь 2023г (189 кубометров воды), можно сделать вывод, что потребление учреждением образования воды за календарный год составляет: (октябрь+ноябрь+декабрь)*4 => 189*4==756л.

 

За аналогичный период прошлого года потребление воды составило 740 кубометров воды. Как видно из нашего сравнения, потребление выросло на 16 кубометров. Мы решили выяснить, с чем это может быть связано, и вот что узнали. В 2023 году была установлена станция по очистке воды, что значительно улучшило качество потребляемой воды, что и повлияло на повышение спроса на потребление воды.

Обсудив сложившуюся ситуацию, мы приняли решение составить план по сбережению воды на 2024г для того, чтобы скорректировать направления бережливости водных ресурсов.

Выполнение заданий 

Направление « Энергосбережение »

Энергосбережение

2.1 Изучение потребления электроэнергии в школе

Даты выполнения: февраль-март 2024

Количество участников: 6 (учащиеся 8-9 классов).

Ответственный педагогический работник: Марчук Е.В. 

Энергосбережение важно для каждого – Белорусский национальный технический  университет (БНТУ/BNTU)

 

Сегодня — международный День энергосбережения

11 ноября День энергосбережения - Новости учреждения - Плещеницкий детский  сад №2 «Радуга» Логойского района

 

Выполнение заданий

Направление «Биоразнообразие»
1.1Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на
пришкольной территории (или прилегающей к школе территории)
Даты выполнения: апрель 2024 
Количество участников: 13.
Ответственный педагогический работник: Марчук Е.В.

Что такое биоразнообразие?

Биоразнообразие (биологическое разнообразие) — многообразие проявлений живой природы.

Важность биоразнообразия состоит в том, что оно повышает устойчивость вида (экосистемы, биосферы) перед изменениями среды. Также оно имеет хозяйственное значение: человек активно использует биологические ресурсы в качестве пищи, материалов и сырья для промышленности.

Биологическое разнообразие может резко уменьшаться как по естественным причинам (массовое вымирание видов в процессе эволюции), так и в связи с деятельностью человека. Проблема сохранения биоразнообразия получила признание на уровне государственных лидеров и международных организаций. Поддержание биоразнообразия требует принятия таких мер, как создание охраняемых территорий, запрет добычи редких видов, борьба с браконьерством, сохранение исчезающих видов в неволе.

В субботу 20.01 ребята приняли участие в волонтёрской субботе: фауна родного края. После рассказа-презентации учителям о природе родного края и просмотра видеоролика. Ребята  подкормили зимующих птиц. 

27.02.2024г. навучэнцы 6 класа разама з настаўнікам біялогіі ў час экскурсіі "Жывы арганізмы зімой" на тэрыторыі ўстановы правялі назіраннні за жывымі арганізмамі.

 

13.05.2024 с учащимися 5 класса прошла экскурсия "Наблюдение за природным (природно-антропогенным) объектом своей местности".

Основные задачи экскурсии:

закрепить знания о телах и явлениях природы.

закрепить умение проводить исследование во время экскурсии

закрепить навыки поведения в природе

IMG_3143.jpgIMG_3144.jpg

IMG_3147.jpgIMG_3145.jpgIMG_3146.jpg

IMG_3149.jpgIMG_3151.jpg

Зеленые школы

07.02.2024

Программа «Зеленые школы» была адаптирована для Беларуси в рамках проекта Программы развития ООН «Повышение экологической информированности молодежи через учреждение и развитие «Зеленых школ» в Беларуси», финансируемого Европейским Союзом. Национальным исполняющим агентством проекта стало Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Проект завершился 31 декабря 2010 года. За один год работы были разработаны методические материалы, проведены обучающие семинары для учителей и экскурсии для школьников. В 2013 году Положение о реализации проекта «Зеленые школы» подписали представители министерств образования и природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Таким образом, в Беларуси была внедрена новая модель экологического образования.

В рамках проекта каждому участнику предлагается выполнить набор заданий, объединенных в шесть направлений:

Биоразнообразие – изучение видового разнообразия растений и животных природного окружения учреждения образования и способов его увеличения; 

Энергосбережение – изучение структуры энергопотребления дома и в учреждении образования и способов его сокращения;

Водосбережение – изучение направлений использования воды в учреждении образования и дома и способов сокращения ее использования;

Обращение с отходами – анализ источников образования отходов, определение способов их минимизации, переработки и вторичного использования;

Информационно-экологические мероприятия – акции, выставки, конкурсы, экологические инициативы, экологическое просвещение для местного населения.

Качество атмосферного воздуха - изучение степени загрязнения атмосферного воздуха и осуществление действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования.

Каждое из учреждений после выполнения по своему выбору определенного количества акций может получить статус «Зеленая школа».

Проект «Зеленые школы» – комплексный образовательный проект, направленный на формирование у обучающихся ценностного отношения к природе, повышение уровня экологической направленности образования, информированности молодёжи по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, воспитание ответственного отношения подрастающего поколения к природе, формирование экологически грамотного поведения. 

Цель проекта «Зеленые школы» – создание сети «Зелёных школ» в Республике Беларусь, внедрение эффективной образовательной модели в области экологической направленности образования с привлечением и активным участием педагогических работников, учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся, территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, региональных и местных исполнительных и распорядительных органов.

свернуть