Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Гродненского райисполкома
Государственное учреждение образования
Новоселковская базовая школа
Анкета-заявка
1. Полное официальное название учреждения образования (иного учреждения, организации) |
Государственное учреждение образования «Новосёлковская базовая школа» |
2. Ф.И.О. руководителя учреждения образования (иного учреждения, организации) |
Толкина Елена Владимировна |
3. Почтовый адрес учреждения образования (иного учреждения, организации) |
231710, Гродненская область, Гродненский район, д. Новосёлки, ул. Центральная, 35 |
4. Телефон (с кодом) |
8(0152)683016 |
5. Факс (с кодом) |
нет |
6. Адрес электронной почты, сайт учреждения образования (иного учреждения, организации) |
novosjolki.sch@grodno-region.by https://novosjolki.grodruo.by/ |
7. Ф.И.О. работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работу по проекту «Зелёные школы» |
Марчук Елизавета Викторовна |
8. Контактный телефон работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работу по проекту «Зелёные школы» |
8(0152)683017 |
9. Адрес электронной почты работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работу по проекту «Зелёные школы» |
yelizaveta.marchuk.01@mail.ru |
10. Общая численность работников в учреждении образования (ином учреждении, организации) |
23 |
11. Общая численность обучающихся в учреждении образования (ином учреждении, организации) |
33 |
12. С какого времени в учреждении образования (ином учреждении, организации) начата реализация проекта «Зелёные школы» (дата, номер приказа) |
Приказ от _29.12.2023__№ _194_ |
13. Другие дополнительные сведения об учреждении образования (иной организации, учреждении), которые бы вы хотели сообщить |
План работы государственного учреждения образования
"Новосёлковская базовая школа" по реализации проекта «Зеленые школы» на 2024 год
Цель: повышение уровня экологического образования обучающихся и внедрения в практику работы учреждения образования мероприятий по сохранению биоразнообразия, энергосбережению, водосбережению, обращению с отходами, мониторингу окружающей среды и атмосферного воздуха.
Задачи:
Раздел 1. «Биоразнообразие»
№ |
Задание |
Время выполнения |
Ответственный |
|
Информировать учащихся о необходимости изучения биоразнообразия травянистых растений пришкольной территории |
январь |
Марчук Е.В. |
|
Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории. |
апрель |
Марчук Е.В. |
3. |
Изучить разнообразие деревьев и кустарников на пришкольной территории |
апрель,май |
Марчук Е.В. |
4. |
Изучить разнообразие птиц на территории учреждения образования |
апрель-октябрь |
Марчук Е.В. Никонова Т.Н. |
5. |
Изготовить и разместить кормушки для птиц. Организовать регулярную подкормку.
|
октябрь-ноябрь |
Никонова Т.Н. Цвдик А.В. |
6. |
Изучить разнообразие наземных насекомых на территории учреждения образования |
май |
Марчук Е.В. Тупик С.С. |
7. |
Посетить и собрать информацию о ближайшей к учреждению образования особо охраняемой природной территории (заказник, заповедник, национальный парк, памятник природы) |
апрель-май |
Классные руководители 5-9 классов |
Раздел 2. «Энергосбережение»
№ |
Задание |
Время выполнения |
Ответственный |
|
Провести изучение потребления электроэнергии в учреждении образования
|
октябрь |
Лойко И.Ю. |
|
Провести изучение расходования тепла в учреждении образования
|
сентябрь- ноябрь |
Снопок Л.А. |
|
Провести анализ ситуации по Эффективности использования энергии в учреждений образования и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии на год |
март-апрель |
Снопок Л.А. |
|
Выполнить план и провести мониторинг эффективности действий по энергосбережению в учреждении образования |
январь-март |
Снопок Л.А. |
|
Провести изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию энергии дома |
март |
Класные руководители 5-9 классов |
Раздел 3. «Водосбережение»
№ |
Задание |
Время выполнения |
Ответственный |
|
Провести изучение потребления воды в учреждении образования |
январь-март |
Цыдик А.В. |
|
Провести анализ ситуации по эффективности использования воды в учреждении образования |
ноябрь-декабрь |
Цыдик А.В. |
|
Выполнить план действий по рациональному использованию воды в учреждении образования |
февраль-апрель |
Снопок Л.А. |
|
Провести изучение потребления воды дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию воды и ее сбережению дома |
январь-март |
Никонова Т.Н. |
Раздел 4. «Обращение с отходами»
№ |
Задание |
Время выполнения |
Ответственный |
1. |
Разработать план действий по минимизации объемов образования отходов в учреждении образования |
октябрь |
Снопок Л.А. |
2. |
Выполнить план действий на год по минимизации отходов в учреждении образования |
январь-май |
Снопок Л.А. |
3. |
Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче |
апрель-май |
Никонова Т.Н. Кухта О.А. |
Раздел 5. «Качество атмосферного воздуха»
№ |
Задание |
Время выполнения |
Ответственный |
|
Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования |
сентябрь-декабрь |
Марчук Е.В. |
|
Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне учреждения образования |
апрель |
Марчук Е.В. |
|
Оценить уровень загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств (по концентрации углерода) в микрорайоне учреждения образования |
октябрь-декабрь |
Марчук Е.В. |
|
Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования |
Февраль-март |
Марчук Е.В. |
Раздел 6. «Информационно-экологические мероприятия
по работе с местным сообществом (экологические инициативы)»
№ |
Задание |
Время выполнения |
Ответственный |
|
Провести обследование состояния окружающей среды |
август-октябрь |
Цыдик А.В. |
|
Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения наглядный природоохранный информационный материал, созданный учащимися. |
апрель |
Никонова Т.Н.
|
|
Подготовить, организовать и провести информационные экологические мероприятия для местного населения. |
апрель-май |
Марчук Е.В. |
|
Провести практические экологические акции с привлечением местного населения и осветить их в СМИ. |
май |
Кухта О.А. |
Выполнение заданий
Направление «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы)»
6.2. Подготовка и размещение в общедоступных местах для местного населения
наглядного природоохранного информационного материала, созданного учащимися
Даты выполнения: март 2024
Количество участников: 13 (ученики 5-9 классов)
Ответственный педагогический работник: Никонова Т.Н., Цыдик А.В. учителя начальных классов
В последнее время все чаще в нашем обществе поднимается вопрос о трудовом воспитании молодежи. У наших детей с каждым днем все меньше хлопот по дому, работать в огороде им тоже практически не приходится, поэтому вдвойне приятно, услышать положительный ответ на обращение к школьникам «Давайте сделаем нашу деревню чище!».
Выполнение заданий
Направление «Качество атмосферного воздуха»
5.1 Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования
Даты выполнения: сентябрь, март
Количество участников: 13
Ответственный педагогический работник: Стальмаков А.Н.
Определили степень запыленности воздуха на трёх пробных площадках недалеко со школьной территории различных древесных пород липы мелколистной, тополя канадского, рябины обыкновенной с одинаковой антропогенной нагрузкой.
На каждой площадке выбрали по 5 деревьев одной породы (липа мелколистная, тополь канадский, рябина обыкновенная). На высоте 1-1,5 м. со стороны дороги с каждого дерева брали по 10 листьев и помещали в чистые пронумерованные стеклянные банки с крышкой, смывали пыль, воду отфильтровывали, взвешивали высушенный фильтр до фильтрации и после.
В наших исследованиях установлено, что высокий уровень пыли (0,10 – 0,20 г/м2) осаждается на листьях липы мелколистной, показатель уровня (0,05 – 0,09 г/м2) обнаружен на листовых пластинах рябины обыкновенной, умеренный уровень (0,02 – 0,04 г/м2) на листовых пластинах тополя канадского.
Уровень запыленности воздуха до дождя выше, чем после дождя, так как масса пыли на поверхности одной листовой пластины до дождя больше на 0,6%, чем после дождя.
Визуальное обследование территорий несет черты антропогенности.
Цель: минимизация объемов образования отходов в школе.
Задачи:
- изучить состав образующихся в школе и дома отходов;
- привлечь школьников и педагогов к уменьшению отходов внутри школы и дома;
- организовать раздельный сбор отходов в школе
Ответственный педагогический работник: Батуро Т.А., учитель трудового обучения
План работы по минимизации объёма образования отходов в школе
на 2023-2024 уч.год
№ |
Мероприятие |
Ответственные |
|
Разработка и распространение среди учащихся и их родителей буклета по минимизации объёма образования отходов |
классные руководители |
|
Мастер-класс «Вторая жизнь полимерных отходов» |
Марчук Е.В. |
|
Выставка работ учащихся «Вторая жизнь полимерных отходов» |
классные руководители |
|
Конкурс кормушек из вторсырья |
Классные руководители 1-4 классов |
|
Участие в акции “Сдай макулатуру – сохрани дерево” |
классные руководители |
|
Регулярная акция по сбору отработанных батареек |
Марчук Е.В. |
|
Создание и организация работы агитбригады для пропаганды раздельного сбора мусора, уменьшения образования отходов. |
Снопок Л.А. |
|
Проведение информационного часа «Выбери упаковку правильно» |
Классные руководители |
|
Экологические уроки «Экологическая ответственность, или чем планете грозит наша безответственность» |
Марчук Е.В. |
10. |
Мониторинг результативности проведенных мероприятий |
Толкина Е.В. |
Направление «Водосбережение»
3.1 Провести изучение потребления воды в школе
Даты выполнения: март-апрель 2024
Количество участников: 8 (учащиеся 6,8 классов)
Ответственный педагогический работник: Стальмаков А.Н.
Выполнение заданий
Направление « Энергосбережение »
2.1 Изучение потребления электроэнергии в школе
Даты выполнения: февраль-март 2024
Количество участников: 6 (учащиеся 8-9 классов).
Ответственный педагогический работник: Марчук Е.В.
Выполнение заданий
Направление «Биоразнообразие»
1.1Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на
пришкольной территории (или прилегающей к школе территории)
Даты выполнения: апрель 2024
Количество участников: 13.
Ответственный педагогический работник: Марчук Е.В.
Что такое биоразнообразие?
Биоразнообразие (биологическое разнообразие) — многообразие проявлений живой природы.
Важность биоразнообразия состоит в том, что оно повышает устойчивость вида (экосистемы, биосферы) перед изменениями среды. Также оно имеет хозяйственное значение: человек активно использует биологические ресурсы в качестве пищи, материалов и сырья для промышленности.
Биологическое разнообразие может резко уменьшаться как по естественным причинам (массовое вымирание видов в процессе эволюции), так и в связи с деятельностью человека. Проблема сохранения биоразнообразия получила признание на уровне государственных лидеров и международных организаций. Поддержание биоразнообразия требует принятия таких мер, как создание охраняемых территорий, запрет добычи редких видов, борьба с браконьерством, сохранение исчезающих видов в неволе.
В субботу 20.01 ребята приняли участие в волонтёрской субботе: фауна родного края. После рассказа-презентации учителям о природе родного края и просмотра видеоролика. Ребята подкормили зимующих птиц.
27.02.2024г. навучэнцы 6 класа разама з настаўнікам біялогіі ў час экскурсіі "Жывы арганізмы зімой" на тэрыторыі ўстановы правялі назіраннні за жывымі арганізмамі.
13.05.2024 с учащимися 5 класса прошла экскурсия "Наблюдение за природным (природно-антропогенным) объектом своей местности".
Основные задачи экскурсии:
закрепить знания о телах и явлениях природы.
закрепить умение проводить исследование во время экскурсии
закрепить навыки поведения в природе
Программа «Зеленые школы» была адаптирована для Беларуси в рамках проекта Программы развития ООН «Повышение экологической информированности молодежи через учреждение и развитие «Зеленых школ» в Беларуси», финансируемого Европейским Союзом. Национальным исполняющим агентством проекта стало Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Проект завершился 31 декабря 2010 года. За один год работы были разработаны методические материалы, проведены обучающие семинары для учителей и экскурсии для школьников. В 2013 году Положение о реализации проекта «Зеленые школы» подписали представители министерств образования и природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Таким образом, в Беларуси была внедрена новая модель экологического образования.
В рамках проекта каждому участнику предлагается выполнить набор заданий, объединенных в шесть направлений:
Биоразнообразие – изучение видового разнообразия растений и животных природного окружения учреждения образования и способов его увеличения;
Энергосбережение – изучение структуры энергопотребления дома и в учреждении образования и способов его сокращения;
Водосбережение – изучение направлений использования воды в учреждении образования и дома и способов сокращения ее использования;
Обращение с отходами – анализ источников образования отходов, определение способов их минимизации, переработки и вторичного использования;
Информационно-экологические мероприятия – акции, выставки, конкурсы, экологические инициативы, экологическое просвещение для местного населения.
Качество атмосферного воздуха - изучение степени загрязнения атмосферного воздуха и осуществление действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования.
Каждое из учреждений после выполнения по своему выбору определенного количества акций может получить статус «Зеленая школа».
Проект «Зеленые школы» – комплексный образовательный проект, направленный на формирование у обучающихся ценностного отношения к природе, повышение уровня экологической направленности образования, информированности молодёжи по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, воспитание ответственного отношения подрастающего поколения к природе, формирование экологически грамотного поведения.
Цель проекта «Зеленые школы» – создание сети «Зелёных школ» в Республике Беларусь, внедрение эффективной образовательной модели в области экологической направленности образования с привлечением и активным участием педагогических работников, учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся, территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, региональных и местных исполнительных и распорядительных органов.