Профориентация

 

Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования в Республике Беларусь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ,МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, МИНИСТЕРСТВА

Методические рекомендации по организации работы с учащимися, родителями учащихся (законными представителями) по учебным предметам, мероприятий профориентационной направленности в шестой школьный день

Онлайн-платформа "Профи Тест"

На сайте Министерства образования Республики Беларусь создан раздел «Абитуриенту 2023».

В раздел включены ссылки на все сайты для абитуриентов учреждений высшего образования Беларуси и новации вступительной кампании.

В разделах можно ознакомиться с мнениями экспертов, ответы на поступившие вопросы, информация о целевом приеме 2023 года.

https://edu.gov.by/abiturientu-2023

Наша жизнь - это постоянный выбор: детского сада, школы, друзей, любимых, ПРОФЕССИИ...

Выбор профессии является важным моментом в жизни каждого человека. Правильно выбрать профессию - значит найти себя и свое место в жизни.

Выбор профессии, по сути, сводится к ответу на вопрос: «Как сделать счастливыми 1/3 суток моей жизни?». Еще в XVI в. Френсис Бэкон говорил, что счастливы те, чья природа находится в согласии с их занятиями. Если же Вы будете заниматься нелюбимым делом, то будете несчастны как минимум 8 часов в день.

Правила выбора профессии

Неверное представление о характере деятельности приводит к выбору, не соответствующему имеющимся у человека задаткам и типологическим особенностям.

Четыре ошибки выбора профессии

1. Романтичная или интеллигентная профессия. Например: кинорежиссер, актер, геолог.

2. Модная профессия. Например: менеджер, юрист.

3. Профессия, обещающая большие деньги. Например: риэлтор, моряк, работа на бирже.

4. Профессия по наследству или «трудовые династии». На сегодняшний день отсутствуют научные подтверждения того, что профессиональная направленность передается генами.

Следование правилам выбора профессии, позволит этот выбор сделать более осознанным и аргументированным.

Правила выбора профессии

1. Выявить какие профессии сегодня нужны для того чтобы правильно спланировать что будет через 2-3 года.

2. Узнать какие заведения осуществляют подготовку по данным специальностям.

3. Найти возможность практически попробовать свои силы в этой среде, обсудить свой выбор с близкими.

4. Оценить реальную возможность трудоустройства.

5. Не поддаваться косвенному или прямому влиянию друзей.

Чтобы познать самого себя необходимо изучать:

1. Свое здоровье - например, сможете ли вы работать полицейским в уголовном розыске или вам лучше подойдет работа с документами без лишнего риска.

2. Интересы и склонности – то к чему лежит душа.

3. Способности, знания и умения.

Выделяют 5 типов профессиональной направленности:

  1. 1. Человек – природа (профессии связанные с участием человека в процессах, протекающих в живой и неживой природе: биофизики, химики, экологи и т.д.)
  2. 2. Человек – техника (инженеры, крановщики, автослесари)
  3. 3. Человек – знаковая система (операционисты, бухгалтеры – то есть профессии, требующие разнообразных форм обработки информации)
  4. 4. Человек – художественный образ (актеры, дизайнеры, искусствоведы)
  5. 5. Человек – человек (юристы, психологи, переводчики – профессии, где необходимо устанавливать и поддерживать контакт).

В соответствии с пунктом 9 ПРАВИЛ ПРИЕМА лиц для получения высшего образования I ступени количество мест для получения высшего образования I ступени на условиях целевой подготовки специалистов утверждается Министерством образования Республики Беларусь в пределах до 40 процентов от контрольных цифр приема.

Организации, имеющие потребность в целевой подготовке специалиста (далее – Заказчики), ежегодно подают заявки по форме согласно приложению 1 Положения о целевой подготовке специалистов, рабочих, служащих (утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821 (в редакции от 28.01.2020 № 50)).

Заявки на целевую подготовку специалистов подаются Заказчиками в республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, в подчинении которых они находятся, до 1 января, а по педагогическим специальностям – до 25 апреля. Республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, в подчинении которых находятся учреждения высшего образования, с учетом планируемого приема утверждают количество мест для получения образования на условиях целевой подготовки и доводят его до Министерства образования, учреждений образования и Заказчиков до 1 мая.

Отбор абитуриентов для получения высшего образования на условиях целевой подготовки специалистов осуществляется Заказчиком из числа проживающих в Республике Беларусь выпускников учреждений общего среднего, среднего специального и профессионально-технического образования.

Основанием для участия в конкурсе на место для получения высшего образования на условиях целевой подготовки специалистов является договор о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), составленный по установленной форме в трех экземплярах и подписанный абитуриентом и Заказчиком.

Количество заявлений, подаваемых абитуриентами для участия в конкурсе на места, предназначенные для получения высшего образования на условиях целевой подготовки специалистов, не ограничивается. При отсутствии конкурса на места для получения высшего образования на условиях целевой подготовки специалистов абитуриентам, которые поступают на общих основаниях, предоставляется право в установленные сроки приема документов подавать заявления для участия в конкурсе на места для получения высшего образования на условиях целевой подготовки специалистов при условии заключения между Заказчиком и абитуриентом договора о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего).

В случае, если конкурс на места для получения высшего образования на условиях целевой подготовки специалистов не обеспечен (менее одного человека на место), то оставшиеся вакантными места могут передаваться на общий конкурс.

Граждане, получившие образование на основании договора, направляются на работу и обязаны отработать указанный в договоре срок обязательной работы.

По вопросам подготовки специалистов на условиях целевой подготовки  можно обратиться к директору школы Толкиной Елене Владимировне 8(0152)683016

О подробностях вступительной кампании - 2023: целевое направление  - по ссылке

Дополнительная информация о целевой подготовке - по ссылке

Наиболее востребованные специальности:

Гродненского района   Гродненской области

Куда поступать? (перечень учреждений образования Республики Беларусь)

Интервью с молодыми специалистами Гродненского района - СПК "Свислочь" 

Топ-10 самых востребованных профессий в Беларуси

Самые востребованные профессии на рынке труда Беларуси

Самые востребованные рабочие специальности в Гродненской области

Десятка наиболее востребованных вакансий в Гродно и Гродненской области такова:

Водитель автомобиля (55)

Продавец (52)

Повар (46)

Врач-специалист (37)

Электрогазосварщик (35)

Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства (34)

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (33)

Уборщик помещений (производственных, служебных) (30)

Медицинская сестра-специалист (медицинская сестра) (28)

Токарь (28).

Профессии сферы обслуживания стали самыми востребованными в Гродненской области стали профессии сферы обслуживания – поваров, продавцов, швей.Повышенный спрос в регионе отмечается также на трактористов и водителей, на рабочих строительного профиля: требуются арматурщики, бетонщики, каменщики, маляры, монтажники, облицовщики-плиточники, штукатуры, электросварщики,электромонтеры и другие.

Есть вакансии для  культработников(аккомпаниатор, культорганизатор, музыкальный руководитель, хормейстер).

 Требуются специалисты в сферу здравоохранения,включая врачей-специалистовмедсестер, фельдшеров, фармацевтов и инструкторов по лечебной физкультуре, а также образования — воспитатели, учителя, педагог-психолог.

Сельскохозяйственные предприятия готовы предоставить работу ветеринарам, зоотехникам, бухгалтерам, инженерам, сообщает БелТА со ссылкой на комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкома.

В Гродненской области в целом отмечается тенденция увеличения потребности нанимателей в рабочей силе, она прослеживается со второго квартала 2016 года. Наблюдается сокращение диспропорции между количеством свободных мест и числом соискателей, снижение безработицы. На 1 августа организации заявили в службу занятости сведения о наличии 5503 свободных рабочих мест, из которых 48,5% — вакансии по рабочим профессиям. В начале года в банке вакансий было около 4,6 тыс. мест, а в апреле — 4,2 тыс. Всего в январе-июле в органы по труду, занятости и социальной защите Гродненской области за содействием в трудоустройстве обратились 22,5 тыс. человек (99% к такому же периоду прошлого года). Из них около 14,9 тыс. были зарегистрированы безработными (97,9% к первой половине 2015 года). На учете по безработице в Гродненской области 1 августа состояли 5788 человек, по сравнению с 1 мая их численность уменьшилась почти на 1,5 тыс. человек, или на 20,1%. Уровень зарегистрированной безработицы составил 1,2% к численности экономически активного населения и не выходит за рамки прогнозного во всех районах области, подчеркнули в комитете. Коэффициент напряженности на рынке труда на 1 августа составил 1,1 безработных на одну вакансию против 1,2 на начало января и 1,7 на 1 апреля текущего года. В среднем на поиск подходящей работы у жителей области уходит 4 месяца.  

Анкета по профориентации

Анкета родителям

Советы выпускникам

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ВЫПУСКНИКОВ 

•  Начните готовить своего ребенка к столь серьезному шагу как поступление заблаговременно, где-то за год. В таком деле превентивность мероприятий важна, чтобы не получилось, что ваш ребенок поступил, как говориться, не туда. Для этого он может пройти тестирование у психолога по вопросам профориентации.

•  Можете выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой владеете: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию внейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно.

•  Не навязывайте ребенку свои взгляды, не морализируйте в своих высказываниях. Ваш ребенок уже личность и имеет право выбрать сам. Не забывайте, что ваш ребенок уже взрослый и на определенном этапе происходит отделение от родительской опеки, начинается самостоятельная жизнь, в которой решения принимает он сам.

•  Не будьте навязчивыми. Ребенка могут раздражать излишние хлопоты родителей. Ели Ваша помощь будет нужна, то дети попросят о ней и обратятся к Вам.

•  Ребенок может сам выбирать время для подготовки к экзамену. У каждого свой индивидуальный стиль работы, свои биоритмы.

•  Не делайте трагедию из неудачного опыта поступления ребенка, если таковая случится. На этом жизнь не заканчивается. На пути к взрослости могут встречаться и неудачи. Поддержите ребенка, докажите, что по трудному пути самоопределения он идет не один. Это ощущение придаст ему уверенность в своих силах.

КОЛЛЕДЖИ В ГРОДНО

 

Гродненский государственный политехнический колледж

 ул.Советских пограничников, 2
52-40-56

 

 

УО "Гродненский колледж экономики и управления" Белкоопсоюза

ул.Поповича, 2
52-33-57, 52-09-00, 52-33-69

 

 

 

УО"ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ"

ул.Ленина,4
72-11-26

 

 

УО"Гродненский государственный колледж искусств" 

бул. Ленинского Комсомола, 23
41-28-28

 

 

 

УО"Гродненский государственный музыкальный колледж"

пр. Я.Купалы, 53
54-29-01, 54-29-03

 

 

УО"Гродненский государственный медицинский колледж"  

бул. Ленинского Комсомола, 53
48-40-91

 

 

УО"Гродненское государственное училище олимпийского резерва" 

ул.Поповича, 1
52-08-89

 

 

Гродненский колледж бизнеса и права  

ул.Мостовая, 39
96-96-26

 

 

УО"Гродненский технологический колледж ГрГУ им.Я. Купалы" 

ул.Горького, 84
43-43-23

 

 

УО"Гродненский гос. колледж бытового обслуживания

ул. Сухомбаева, 3
43-66-41

 

УО"Гродненский государственный колледж коммунального хозяйства" 

ул. Василька, 31
74-43-74

 

УО"Гродненский государственный колледж техники, технологий и дизайна"

ул. Горького, 86
43-12-66

 

УО"Гродненский государственный электротехнический колледж им. Счастного" 

ул. Дзержинского, 41/2
74-27-46

 

УО"Гродненский государственный колледж отраслевых технологий"  

ул. Славинского, 7
56-98-27

 

 

 

УО "Гродненский государственный профессионально-технический колледж приборостроения"

 ул. Курчатова, 12
48-42-63

Шестой школьный день 29.11.2022

"Путь к профессии длинною в школьную жизнь"

 


Виртуальная экскурсия

"Профпогружение" (7, 9 классы) 10.03.2023