Школа - территория здоровья"

Школа - территория здоровья

03.01.2024

Межведомственный информационный проект «Школа-территория здоровья» -  Государственное учреждение образования "Средняя школа №16 г.Полоцка"

Профилактический проект «Школа – территория здоровья» предусматривает реализацию систематического плана действий, нацеленных на улучшение здоровья, благополучия и развития социального потенциала всех обучающихся. Среда учреждения образования рассматривается как важная область для укрепления здоровья и получения знаний о здоровье.

Основная цель проекта – сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Задачи проекта:

  • объединение усилий учреждений здравоохранения Детской центральной клинической поликлиники №2 г. Гродно и государственного учреждения образования «Новосёлковсккя базовая школа» в формировании у обучающихся приоритета ценности здорового образа жизни;
  • совершенствование здоровьесберегающих условий в школе;
  • интеграция программы профилактики и оздоровления в образовательный процесс;
  • развитие комплекса эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья обучающихся;
  • развитие системы мониторинга здоровья обучающихся;
  • профилактика школьно обусловленных заболеваний;
  • повышение компетентности обучающихся в вопросах здоровья и здорового образа жизни;
  • минимизация/исключение действия факторов, негативно влияющих на здоровье (табакокурение, употребление психоактивных веществ, игромания);
  • формирование у обучающихся устойчивой мотивации вести здоровый образ жизни;
  • укрепление связей с родителями, активное их привлечение к работе по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Актуальность проекта. Наиболее агрессивными факторами, которые сегодня влияют на формирование здоровья обучающихся, являются: высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения, а также дефицит времени для усвоения информации. Эти психотравмирующие факторы в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывают выраженное стрессорное воздействие на развивающийся организм.

Отмечается увеличение функциональных отклонений сердечно-сосудистой системы, эндокринно-обменных расстройств, нарушений зрения, в основном миопии.

Школа - территория здоровья - СШ д.Чернавчицы

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Школа – территория здоровья»

 

  1. Общие положения

         Профилактический проект «Школа – территория здоровья» (далее – проект) разработан в целях реализации мероприятий государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 годы, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 14.03.2016 № 200.

Проект предусматривает реализацию структурированного и систематического плана действий, нацеленных на улучшение здоровья, благополучия и развития социального потенциала всех обучающихся. Среда учреждения образования рассматривается как важная область для укрепления здоровья и получения знаний о здоровье.

  1. Разработчики и координаторы проекта

ГУО «Новосёлковская базовая школа»– директор Е.В. Толкина

  1. Обоснование и актуальность реализации проекта

За последние десятилетия произошли значительные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков, характеризующиеся ростом распространенности функциональных расстройств и хронических болезней, ухудшением показателей физического развития, увеличением распространенности поведенческих факторов риска. Неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков приводят к таким негативным социальным последствиям, как неготовность к школьному обучению, ограничения профессиональной пригодности и к службе в армии, нарушения формирования и реализации репродуктивного потенциала, рождение нездорового потомства и др.

К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья обучающихся относятся неполноценное питание, гипокинезия, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе.

Наиболее агрессивными факторами, которые на современном этапе значимо влияют на формирование здоровья обучающихся, являются: высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения, а также дефицит времени для усвоения информации. Эти психотравмирующие факторы в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывают выраженное стрессорное воздействие на развивающийся организм.

Отмечается увеличение в динамике обучения частоты встречаемости функциональных отклонений сердечно-сосудистой системы, эндокринно-обменных расстройств, нарушений зрения, в основном миопии. Этот процесс только усугубляется к завершению обучения в школе.

Так, в процессе наблюдения за здоровьем обучающихся с 1-го класса к началу их обучения в средних классах отмечается снижение числа абсолютно здоровых детей в 1,5 раза, увеличение числа детей с пониженной остротой зрения почти в 2 раза. Также, в соответствии с проведенным анализом заболеваемости, отмечается, что у детей 5-9 лет по достижению ими возраста 10-13 лет увеличивается число случаев болезней эндокринной системы почти в 2 раза, системы кровообращения – в 2 раза, число детей с миопией увеличивается в 3 раза.

С поступлением ребенка в школу его общая двигательная активность падает во много раз, уроки физического воспитания лишь в малой степени компенсируют дефицит движений, что явно недостаточно для профилактики отклонений в состоянии здоровья.

Значимой причиной ухудшения состояния здоровья обучающихся является также несознательное и безответственное отношения к своему здоровью, что указывает на недостаточную эффективность гигиенического обучения и воспитания по формированию у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни.

Среди подростков в современных условиях нашли широкое распространение рисковые (протестные) формы поведения: курение, алкоголь, наркотики, ранняя сексуальная активность, т.е. те факторы, которые ВОЗ рассматривает как ключевые индикаторы здоровья.

Школа – это учреждение, в котором деятельность по охране здоровья обучающихся и формированию у них мотивации к ведению здорового образа жизни дополняет образовательные задачи и должна стать не менее приоритетной.

Очевидно, что возможности школ в деле сохранения и укрепления здоровьяобучающихся не ограничиваются введением в образовательную программу уроков, посвященных здоровому образу жизни. Учреждения образования обладают огромным потенциалом, который нужно стремиться реализовать в полном объеме. Мероприятия должны реализовываться без ущерба образовательному процессу.

Целевой группой, для которой разработан данный проект, являются все обучающиеся государственного учреждения образования «Новосёлковская базовая школа», так как формирование ответственного поведения, заинтересованность в собственном здоровье, мотивация к ведению здорового образа жизни актуальны для всех. Однако большее внимание будет уделяться именно обучающимся начальных классов. Для данной категории наиболее целесообразно построение системы, настроенной на первичную профилактику заболеваний.

Проектом предусмотрены как общие мероприятия для всех обучающихся, так и с учетом возрастных категорий, а также «групп риска», т.е. обучающихся, уже имеющих нарушения состояния здоровья.

 

  1. Цели и задачи проекта

Основной целью проекта является сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Проект предусматривает решение следующих основных задач:

  • объединение усилий учреждений здравоохранения Детская поликлиника г. Гродно №2 и государственного учреждения образования «Новосёлковская базовая школа» в формировании у обучающихся приоритета ценности здорового образа жизни;
  • совершенствование здоровьесберегающих условий в школе;
  • интеграция программы профилактики и оздоровления в образовательный процесс;
  • развитие комплекса эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья обучающихся;
  • развитие системы мониторинга здоровья обучающихся;
  • профилактика школьно обусловленных заболеваний;
  • повышение компетентности обучающихся в вопросах здоровья и здорового образа жизни;
  • минимизация/исключение действия факторов, негативно влияющих на здоровье (табакокурение, употребление психоактивных веществ, игромания);
  • формирование у обучающихся устойчивой мотивации вести здоровый образ жизни;
  • укрепление связей с родителями, активное их привлечение к работе по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
  1. Участники проекта

ГУО «Новосёлковская базовая школа» (руководство, учителя - предметники, классные руководители, обучающиеся, родители);

ГУ «Детская городская поликлиника г. Гродно №2»;

УЗ «Квасовская амбулатория»;

УЗ Новосёлковский фельдшерско-акушерский пункт

 

  1. Сроки реализации проекта, структура

Сроки реализации проекта: 2021-2025 гг.

Профилактический проект включает в себя: описательную часть проекта и перспективный план мероприятий.

  1. Ожидаемые результаты от реализации проекта, индикаторные показатели

В результате реализации мероприятий проекта планируется достигнуть:

  • повышения уровня знаний по вопросам здорового образа жизни, профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний (определение путем проведения социологического исследования (анкетирования);
  • повышения доли подростков, ведущих здоровый образ жизни (определение методом проведения социологического исследования (анкетирования);
  • улучшения показателей здоровья;
  • снижение заболеваемости гриппом и ОРВИ;
  • снижение количества детей с избыточной массой тела;
  • отсутствие динамики распространенности школьно обусловленных болезней (по нарушениям остроты зрения, осанки);
  • увеличение численности обучающихся, у которых на основании данных профилактических осмотров регистрируются благоприятные изменения в показателях комплексной оценки состояния здоровья;
  • индикаторами мониторинга состояния здоровья всех обучающихся будет служить оценка состояния здоровья обучающихся мониторинговых классов
  1. Оценка эффективности проекта

Эффективность проекта в целом оценивается по следующим критериям:

  • соответствие разработанного плана фактическому выполнению;
  • благоприятные изменения показателей здоровья;
  • соответствие показателей образовательной среды существующим нормам.
  1. Финансовое обеспечение проекта

Финансирование мероприятий будет осуществляться из собственных средств исполнителей.

Отдельные мероприятия проекта при необходимости могут корректироваться с учетом выделенных средств.

  1. План мероприятий на 2024-2025гг.

1.     Организационные мероприятия

1.1.

Издание приказа о реализации проекта

до 31.12.2023

директор школы

Толкина Е.В.

1.2.

Размещение на интернет-сайте школы информации о проекте и мероприятиях в его рамках

ежемесячно

Никонова Т.Н.

1.3.

Ознакомление всех работников школы, учащихся, родителей с проектом посредством проведения родительских собраний, классных часов

Декабрь 2023г.

директор школы

Толкина Е.В.,

Кл. рук.

1.4.

Проведение соцопроса обучающихся и их родителей по внесению предложений в проект по вопросам улучшения здоровьесберегающей среды в школе

на протяжении реализации проекта

директор школы

Толкина Е.В.

1.5.

Проведение и анализ анкетирования:

1 раз в год

 

1.5.1.

- по определению уровня знаний по вопросам здорового образа жизни «Мое отношение к ЗОЖ» для 1-4 кл. и 5-9 кл.

Сентябрь

2024

 

 

Классные руководители

1.5.2.

- по определению доли учащихся, ведущих здоровый образ жизни, выявлению факторов риска, влияющих на состояние здоровья по предложенной методике «Методика оценки эффективности реализации межведомственного информационного «Школа - территория здоровья»

Апрель 2024г.

 

Классные руководители

2.     Мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающих условий в школе, организации гигиенического обучения и воспитания, питания учащихся

2.1.         Материально-техническое и кадровое обеспечение школы с целью решения здоровьесберегающих задач

2.1.1.

Укрепление материально-технической базы

 

в течении 2024-2025гг.

директор школы

Толкина Е.В.

2.2.         Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья школьников

2.2.1.

Проведение ежегодных медосмотров учащихся, выявление  отклонений, осмотр узкими специалистами по медицинским показаниям, анализ состояния здоровья

согласно графику

Квасовская амбулатория

Новосёлковский ФАП

Детская поликлиника г. Гродно №2

2.2.2

Соблюдение гигиенических норм и требования к организации учебного процесса

постоянно

коллектив учреждения

2.2.3

Продолжение использования методик по профилактике нарушений зрения и нарушений осанки

в течении 2024-2025гг.

педагоги, родители

2.2.4

Организация и проведение обучающих семинаров по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, неинфекционных заболеваний для учащихся, родителей, педагогов

в течении 2024-2025гг.

директор школы

Толкина Е.В.

Квасовская амбулатория

Новосёлковский ФАП

Детская поликлиника г. Гродно №2

2.2.5

Обеспечение контроля со стороны классных руководителей по недопущению использования мобильных телефонов (смартфонов), планшетов для выхода в интернет и игры учащимися на переменах

 

ежемесячно

классные руководители

2.2.6.

Проведение Дней здоровья

согласно графику ЕДЗ

6-й день недели

учителя физической культуры и здоровья

2.2.7.

Проведение выставки рисунков по тематикам продвижения здорового образа жизни, отказа от вредных привычек и т.п.

в течении 2024-2025гг.

классные руководители

2.2.8.

Организация внеурочной занятости по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактике неинфекционных заболеваний (в т.ч. школьнозначимых болезней)

в течении 2024-2025гг.

классные руководители

 

2.3.         Мероприятия по увеличению двигательного компонента в течение урока и оптимизации физической активности учащихся

 

2.3.1.

Постоянное проведение физкультминуток

в течении 2024-2025гг.

классные руководители, учителя-предметники

2.3.2.

Проведение динамических перемен, в т.ч. в специально выделенных участках рекреаций здания школы, а также на свежем воздухе (физкультурно-спортивная зона)

в течении 2024-2025гг.

классные руководители, учителя-предметники

2.3.3.

Организация круглогодичной школьной спартакиады

в течении 2024-2025гг.

учителя физической культуры, классные руководители

2.3.4.

Участие в ежегодных спортивно-массовых мероприятиях, проводимых в Гродненском районе

в течении 2024-2025гг.

учителя физической культуры

2.4.         Анализ школьной тревожности. Мероприятия по оказанию психологической помощи детям с повышенным уровнем школьной тревожности

 

2.4.1.

Проведение теста на выявление уровня школьной тревожности

 

сентябрь, март

классные руководители

2.4.2.

Тренинговые занятия на снятие эмоционального напряжения

в течении 2024-2025гг.

классные руководители

 

2.5.         Мероприятия по улучшению питания учащихся

 

2.5.1

Анкетирование учащихся и законных представителей по вопросам организации питания. Анализ результатов, выявление «групп риска», получение рекомендаций по соблюдению принципов рационального питания

Март, сентябрь 2024,2025г.

классные руководители

2.5.2.

Работа Совета по питанию по контролю за качеством   организации  питания, выполнению натуральных норм

 

1 раз в квартал

совет по питанию

3.     Дополнительные мероприятия, проводимые в мониторинговых классах. Анализ динамики состояния здоровья учащихся в процессе обучения

3.1.

Продвижение альтернативной формы обучения «Веселые уроки на природе» (проведение учебных занятий по выбранным предметам на открытом воздухе)

весенне-осенний период года

классные руководители, учителя-предметники

3.2.

Увеличение количества уроков, включающих чередование различных видов образовательной деятельности (проведение в течение учебного занятия викторин, круглых столов, образовательных конкурсов, соревнований), с целью снижения нагрузки на орган зрения, увеличения двигательного компонента занятия

в течении 2024-2025гг.

классные руководители, учителя-предметники

3.3.

Организация и проведение углубленного мониторинга состояния здоровья учащихся: проведение анализа заболеваемости, определение группы здоровья; выделение «групп риска» по «школьнозначимым» болезням (дети с избыточной массой тела, с нарушениями остроты зрения, осанки, плоскостопием)

 Май, сентябрь

директор школы

Толкина Е.В.

Квасовская амбулатория

Новосёлковский ФАП

Детская поликлиника г. Гродно №2

 

4.     Оценка эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий

4.1.

Анкетирование учащихся, законных представителей учеников с целью определению уровня знаний по вопросам здорового образа жизни с анализом полученных результатов

Сентябрь - октябрь 2024,2025г.

Классные руководители

4.2.

Проведение оценки эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий.

май 2023

Директор школы

 Толкина Е.В.

                     

 

 Показатели эффективности реализации проекта:

  • результаты мониторинговых исследований (по разным направлениям проекта);
  • не менее 50 % школьников включены в деятельность спортивных секций;
  • 100 % выполнения требований СанПиНа;
  • более 80% учащихся обладают знаниями, умениями и навыками ЗОЖ;
  • положительная динамика здоровья учащихся;
  • уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики), количество учащихся, состоящих на учете;
  • степень удовлетворенности школой детей, родителей и педагогов комплексностью и системностью работы по сохранению и укреплению здоровья;
  • последовательная и непрерывная система обучения здоровью на различных этапах обучения, реализация оздоровительных программ обучения;
  • наличие здоровьесберегающей предметно-пространственной среды:

- отсутствие перегрузок, валеологическое расписание;

- выполнение санитарно-гигиенических нормативов;

- использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;

- отсутствие воздействий неблагоприятных для здоровья детей факторов (экологически чистая вода, воздушно – тепловой режим и т.д.).

  • повышение уровня компетентности педагогического коллектива по использованию здоровьесберегающих технологий;
  • уровень мотивации учащихся к занятию физической культурой и участию в спортивных мероприятиях;
  • наличие рекомендаций по оздоровлению и пропаганде ЗОЖ;

Формы предоставления результатов:

  • Публичные отчеты рабочей группы (промежуточный, итоговый).
  • Программы, методические рекомендации по формированию ЗОЖ
  • Фото- и видеоотчеты о проведенных мероприятиях
  • Материалы школьной прессы
  • Специальная страница на сайте школы

 

Школа – территория здоровья" -

ОТЧЕТ

о выполненных мероприятиях в рамках реализации профилактического проекта

"Школа - территория здоровья" за 2023 год

 

 С  целью  реализации был проведён комплекс мероприятий.

1.2. Составлен план мероприятий совместно с Квасовской амбулаторией по результатам проведённых профилактических осмотров,  направленный на профилактику школьно зависимых  патологий.

  1. Контроль за эффективностью проведения подвижных перемен осуществлялся на протяжении учебного года , вопрос рассматривался на совещании у директора Существенных проблем в организации  и проведении подвижных перемен  не было.
  2. Все учебные кабинеты обеспечены конторками (9 кабинетов , 9 конторок)
  3. Во 2-м полугодии 2022/2023 уч.г. были рассмотрены следующие вопросы  по здоровьесбережению учащихся :

- на родительских собраниях : «Здоровый образ жизни – стиль жизни и необходимое условие успешной социализации школьников»

- на школьном  интегрированном  МО учителей начального и среднего звена: « Возможности информационно-коммуникационных  технологий для реализации здоровьесберегающего пространства урока « (27.03.2023 г.) .

  1. Одним ребёнком за учебный год пропущено по болезни 3,5 дней
  2. База данных « Медицинский кабинет» заполняется, ответственный за заполнение …Августин Н.В., лаборант  ГУО «Новосёлковская БШ»
  3. Налажено тесное взаимодействие с работниками Квасовской амбулатории по вопросам здоровьесбережения  детей.  В 2023 г. фельдшером  Талерчик А.В. и доктором - педиатром были проведены следующие лекции: «ВИЧ/СПИД  в вопросах и ответах»  (декабрь ,  5-9 кл.);  «Алкоголь и его социальные последствия» (январь , 5-9 кл.). «Профилактика  геогельминтозов»  (март  1-9 кл.) 

Был  продемонстрирован видеофильм  «Здоровый образ жизни» с целью  профилактики  табакокурения  (февраль 1-9 кл.); 

  1. С целью реализации здоровьесберегающих технологий в школе  была проделана следующая работа  :

-  организована работа «Службы здоровья»  ученического  самоуправления ;

- проведено 3,2 классных   и внеклассных мероприятия здоровьесберегающей  направленности в 2023г.

- проведено обновление информации на школьных стендах «За здоровый образ жизни», «Уголок здоровья», размещена информация  по здоровому образу жизни в школьной газете «Школьный вестник» под рубрикой  «Здоровый я- здоровая страна!»

 

     На педсавеце ( жнівень 2023г.) было разгледжана пытанне аб выніках вясеннягя медагляду. Аналіз дадзеных вясенняга медагляду (май 2023г.) у параўнанні з восеньскім (верасень 2022г.)паказаў: павялічылася на 20% колькасць вучняў, аднесеных да І групы здароўя  і на 18,8 % колькасць вучняў, аднесеных да  ІІІ групы;  паменшылася на 2,5% колькасць вучняў, аднесеных II групы здороўя. Павялічылася на 10% колькасць вучняў, аднесеных да асноўнай групы па фізічнай культуры і склала 100%. Правядзенне комплекса мерапрыемстваў па прафілактыцы школьназалежныых паталогій дазволіла знізіць за мінулы год паказчыкі  колькасці вучняў са скаліозам з 6% да 5,9%,  з парушэннем зроку  на10%, дэфектамі мовы з 6,1%  да 2,4 %. Агульны паказчык здаровых дзяцей павялічыўся на 21% і склаў 38,2%. Разам з тым, павялічылася на 2, 2% колькасць навучэнцаў з плоскаступнёвасцю і склала 8,8%; на 8,1% з сардэчна-сасудзістымі захворваннямі. Не стала навучэнцаў з захворваннямі органаў стрававання, нервовай сістэмы. На ўзроўні мінулага года засталася колькасць вучняў з алергічнымі захворваннямі, з парушэннем масы цела( атлушчэннем). На працягу года  адсутнічалі выпадкі масавага захворвання інфекцыйнымі і віруснымі хваробамі, у тым ліку COVID-19.

     РАШЫЛІ:

5.1. Толкінай А.У. арганізаваць правядзенне агульнашкольнага бацькоўскага сходу і ўсебакова разгледзець  праблемы, выяўленыя ў ходзе медагляду, у тым ліку звязаныя з аздараўленнем школьнікаў -06.09.2023г.

 5.2. Педагогам школы праводзіць комплексы практыкаванняў, накіраваных на прафілактыку захворванняў органаў зроку, лор- захворванняў, парушэнне асанкі і іншых  школьназалежных паталогій, на працягу бягучага навучальнага  года на кожным уроку.

5.3. Куніцкай Ж.І., настаўніку фізічнай культуры, праводзіць комплексы фізічных практыкаванняў на прафілактыку парушэнняў асанкі, плоскаступнёвасці,  лор- захворванняў, атлушчэння,  на працягу года на кожным уроку.

5.4. Кухце А.А., адказнай за арганізацыю гарачага харчавання, класным кіраўнікам  Кунцэвіч А.А., Куніцкай Ж.І., ЛойкаІ.Ю., Цыдзік А.В. праводзіць мерапрыемствы па правільным харчаванні, 1 раз у чвэрць.

 

свернуть