Цифровая трансформация

ОКУМЕНТЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об использовании современных информационно-коммуникационных технологий в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году»


Методические рекомендации по соблюдению нормативов государственных социальных стандартов в области образования


Концепция процессов цифровой трансформации в системе образования Республики Беларусь на 2019-2025 годы

 

ЗАКОНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка»


Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе»


Закон Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 427-З «О средствах массовой информации»


Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации».


Закон Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. № 262-З «Об авторском праве и соответствующих правах»


Закон Республики Беларусь от 11 мая 2016 г. № 362-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь»


Закон Республики Беларусь от 8 ноября 2018 года № 143-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь  « Об электронном документе и электронной цифровой приставке»


Закон Республики Беларусь от 7 мая 2021 года № 99-3 «О защите данных Республики Беларусь»

 

УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Указ Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2013 г. № 196 «О некоторых мерах по совершенствованию защиты информации»


Указ Президента Республики Беларусь от 23 января 2014 г. № 46 «Об использовании государственных объединений и иных государственных организаций телекоммуникационных технологий»


Указ Президента Республики Беларусь от 9 декабря 2019 г. № 449 «О совершенствовании государственного регулирования в области защиты информации»


Указ Президента Республики Беларусь от 28 октября 2021 г. № 422 «О мерах по совершенствованию защиты медицинских данных»


Указ Президента Республики Беларусь от 7 апреля 2022 г. № 136 «Об органе государственного управления в сфере развития и государственной информатизации»


Указ Президента Республики Беларусь от 14 февраля 2023 г. № 40 «О кибербезопасности»

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Постановление Совета Безопасности Республики Беларусь от 18 марта 2019 г. № 1 «О Концепции информационной безопасности Республики Беларусь»

 

ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2009 г. № 673 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» и о признании утратившей силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь»


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2010 г. № 644 «О некоторых показаниях показано использование национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет»


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2010 г. № 645 «О порядке формирования интернет-сайтов государственных органов и организаций»


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2021 года № 57 «О Государственной программе «Образование и молодёжная политика» на 2021-2025 годы».


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2021 года № 66 «О Государственной программе «Цифровое развитие Беларуси» на 2021-2025 годы.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 59 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами», Гигиенического норматива «Предельно допустимые уровни нормируемых параметров при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами»

 

ПОСТАНОВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Постановление Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 18 февраля 2015 г. № 6 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и хранения сведений об используемых пользователями информационных ресурсах интернет-услуг»


Постановление Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 13 мая 2016 г. № 5 «О экстренных мероприятиях в сфере информатизации»

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 1 ноября 2018 года № 109 «Об утверждении учебной программы факультативного занятия «Творческая деятельность в среде программирования Scratch» для учащихся II–IV классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования»

Из опыта работы педагогов Республики Беларусь

Единый информационно-образовательный ресурс


Рекомендации по оптимизированию системы контроля за доступом учащихся и педагогических работников в сеть интернет:

  • Создать учётные записи пользователей (целесообразно создать для ребёнка отдельную учётную запись для входа на компьютер и произвести её настройки);
  • Произвести настройки браузеров (например, в браузер InternetExplorer входит модуль «Ограничение доступа» (ContentAdvisor) — Сервис | Свойства обозревателя | Содержание (Tools | InternetOptions | Content));
  • Настроить программу родительского контроля (например, в операционной системе WindowsVista (Windows 7Windows 8, Windows 10) есть специальная утилита для родительского контроля, которая позволяет ограничить время работы за компьютером, сформировать «белые» и «чёрные» списки интернет-ресурсов); — пошаговая инструкция
  • Установить программы для защиты от вирусов и вредоносного программного обеспечения (например, MicrosoftSecurityEssentials, KasperskyInternetSecurityESET Smart Security и др.);
  • Настроить службы для обеспечения безопасности при работе в Интернете (InternetSecurity) (позволяют ограничить доступ с вашего компьютера к информации нежелательного характера);
  • Дополнительно установить специальную программу для контроля времени работы за компьютером (автоматически отключает доступ к сети при нарушении заданных ограничений: выход за рамки графика работы в сети, превышение лимита интернет-трафика и т. п.);
  • Завести журнал учета посещения сети интернет с датой и временем доступа или специальных граф в журналах использования ЭСО. (Примеры журналов для контроля доступа в сеть интернет для оборудованного места: учителяучащегося)

Портфолио по реализации концепции цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019-2025 годы

Портфолио по реализации концепции цифровой трансформации в учреждения образования

 Создание портфолио по реализации концепции цифровой трансформации учреждения образования  –  это способ фиксирования, накопления и оценки коллективных и индивидуальных достижений в области ИКТ за определенный период, что позволяет:

· оценить достижения УО в области реализации концепции цифровой трансформации;

·оценить профессиональную деятельность заместителя директора, курирующего вопросы реализации концепции цифровой трансформации;

·спланировать деятельность по организации и управлению процессами цифровой трансформации в системе образования  УО.

Портфолио по реализации концепции цифровой трансформации учреждения образования – это комплексная модель, состоящая из различных разделов. Разделы представляют собой рабочие файловые папки, содержащие информацию в соответствии с названием (тематикой) раздела. Материалы этих папок документируют приобретенный опыт и достижения.

Портфолио УО может включать в себя следующие разделы: 
«Документы», 
«Практика использования ИКТ и современных средств обучения в процессе обучения», 

«Достижения в области использования  ИКТ, современных средств обучения на учебных, факультативных занятиях и во внеурочное время», 

«Достижения в области работы с педагогами по освоению способов организации обучения учащихся с широким использованием современных средств коммуникации, он-лайн взаимодействия, дистанционного обучения и образовательных Интернет-ресурсов»

«Мониторинг использования современных средств обучения в образовательной деятельности и в управлении учреждений образования»

В процессе разработки портфолио на местах возможно изменение структуры: внесение дополнительных разделов с точки зрения собственных приоритетов и необходимости вкладываемых в портфолио материалов.

Создание портфолио позволит сформировать необходимую информационную базу для управления процессами цифровой трансформации в школе, на основе которой можно будет планировать работу и создавать работающие программы. Кроме того, создание портфолио может стать мощной мотивирующей и стимулирующей составляющей организационно-управленческого процесса деятельности школьного центра цифровой трансформации образования.

Раздел «Документы» имеет следующую структуру: 

1. Нормативно-правовая база: приказ, программа (план) по  реализации концепции цифровой трансформации УО,  нормативные документы по  реализации концепции цифровой трансформации УО

2. Кадровое обеспечение: распределение нагрузки; приказы о назначении ответственных за ведение баз данных; сведения по кадрам (ФИО, образование, квалификационная категория, стаж, курсовое обучение и др.)

3. Техника безопасности, здоровьесберегающая деятельность в области использования ИКТ, современных средств обучения: журнал инструктажа учащихся по технике безопасности в компьютерном классе; инструкции по охране труда при проведении занятий в компьютерном классе (для преподавателей и учащихся) и кабинетах с АРМ учителя и др .

4. Использование сети Интернет и электронной почты в образовательной деятельности и в управлении школой: типовые правила использования сети Интернет; должностная инструкция ответственного за организацию работы по доступу к образовательным ресурсам сети Интернет и за обновление антивирусных баз; инструкция о порядке действий при осуществлении контроля за использованием учащимися сети Интернет; регламент по работе учащихся и учителей в сети Интернет; журнал учета работы в сети Интернет; мониторинг, статистика работы в сети

5. Повышение квалификации педагогов и администрации в области применения ИКТ, современных средств обучения и организации обучения учащихся в удаленном режиме: сводные таблицы, отражающие динамику прохождения курсового обучения (лучше группировать по методическим объединениям) 

Разделы «Практика использования ИКТ и современных средств обучения в процессе обучения» 

1. Календарно-тематическое планирование для предметов, интегрированных с ИКТ 

2. Развитие дополнительного образования учащихся в области ИКТ и современных средств обучения; план работы с мотивированными детьми (подготовка к конкурсам и олимпиадам по информатике, интернет-конференциям и научно-практическим конференциям) 

3. Развитие сайта УО как инструмента организации внутришкольной информационно-образовательной среды 

4. Формирование школьной медиатеки, совершенствование ИБЦ 

5. Проведение семинаров, «круглых столов» внутришкольного, районного, областного уровня (указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем сотрудников УО) 

6. Проекты учителей предметников с использованием мобильного обучения, ИКТ, современных средств обучения.  

7. Проекты учащихся с использованием современных средств обучения (творческие, исследовательские работы). Проекты учителей и учащихся могут и должны стать частью школьной медиатеки. 

 Разделы «Достижения в области использования  ИКТ, современных средств обучения на учебных, факультативных занятиях и во внеурочное время» и «Достижения в области работы с педагогами по освоению способов организации обучения учащихся с широким использованием современных средств коммуникации, он-лайн взаимодействия, дистанционного обучения и образовательных Интернет-ресурсов"

 1. Документы, подтверждающие участие в научных и практических конференциях по вопросам использования ИКТ, современных средств обучения в образовательной деятельности; организации дистанционного обучения учащихся

2. Копии дипломов, грамот, благодарственных писем, сертификатов и т.п. за участие в конкурсах, семинарах  в области ИКТ

Раздел «Мониторинг использования современных средств обучения в образовательной деятельности и в управлении учреждений образования» 

 1. Мониторинг ИКТ – компетентности учителей-предметников, руководителей 

2. Аналитические справки по использованию информационных технологий и  современных средств обучения в образовательной деятельности.