Школьный музей

Музей "Спадчына"

Профиль музея - историко-краеведческий 

Создан: 15.08.2016г.

Адрес: д. Новосёлки. ул. Центральная. д.35., тел. 683017

Асноўныя раздзелы экспазіцыі:

       1. Трагедыя і боль в. Саломінка

       2. Гонар нашага краю

       3. Гісторыя Навасёлкаўскага краю

       4. Этнаграфічны матэрыял

 

Дакументацыя музея

Асноўным дакументам уліку і захавання матэрыялаў музея з’яўляецца Кніга ўліку экспанатаў асноўнага, навукова-дапаможнага фонду, архіва. Ёсць акты прыёму экспанатаў на часовае і сталае захоўванне за апошнія гады. А таксама Кніга водгукаў.

Для навучэнцаў і гасцей школы дзверы музея заўсёды адчынены. Кіраўнік музея, Толкіна Алена Уладзіміраўна з задавальнннем для ўсіх правядзе экскурсію, пазнаёміць з экспанатамі. Навучэнцам, а сабліва хлопчыкам вельмі падабаецца глядзець на ордэны радавога партызана атрада имя І.В. Сталіна брыгады “Дзядзі Колі” Вялікай Айчыннай вайны Марыны Якаўлены Мельнікавай.

У музеі паводзяцца ўрокі гуманітарных, грамадазнаўчых дысцыплін, пазакласныя мерапрыемствы, інфармацыйныя гадзіны. Гэта дапамагае не толькі больш наглядна вывучыць тэму праграмы, але і адчуць сваю датычнасць да гістарычнага працэсу і духоўнай культуры свайго народа.

Для большасці школьнікаў Беларусі менавіта са школьнага музея і пачынаецца іх грамадзянскае станаўленне. У школьным музеі навучэнцы ўпершыню пачынаюць асэнсоўваць сваё дачыненне да ўсяго, што адбываецца навокал, а словы Радзіма, родны кут, любоў да Айчыны, подзвіг, патрыятызм напаўняюцца новым сэнсам.

Менавіта дзейнасць музея павінна закласці аснову для выхавання нашых навучэнцаў.

Што мы робім сёння для гэтага? Што ўкладаем у падрастаючае пакаленне?

У ДУА "Навасёлкаўская базавая школа” абраны шлях выхавання праз адраджэнне нацыянальнай самасвядомасці і нацыянальных каштоўнасцей беларускага народа. Упэўнены, што вырашэнне многіх праблем залежыць ад узроўню сфарміраванасці грамадзянскай пазіцыі, павагі да нацыянальнай спадчыны. Кожны куточак на Беларусі захаваў свае адметныя асаблівасці, сваю самабытнасць. Застаецца толькі знайсці і зберагчы гэтыя дары. Гэта мы і спрабуем зрабіць у нашым школьным гісторыка-краязнаўчым музеі. Тут можна зазірнуць у мінулае. Адчуць спадчыну свайго народу.

 

Деревня Новосёлки, как поселение людей, сравнительно молодая по своему возникновению, однако имеет давнюю историю.
Основой для возникновения деревни Новосёлки послужило имение Новосёлки с хутором «Дубница», существовавшие ещё в XVIII веке.
В 1798 году имение «Ключ Новосёлковский» было даровано Павлом I действительному Статскому Советнику генералу Алексееву Ивану Алексеевичу за заслуги при правлении восстания Т. Костюшко. Имение было доровано вместе с пятью вольными дворовыми и двумя деревнями – Ильковской/впоследствии Ликовка/ и Бараново, где проживало в то время 141 и 175 крепостных женского и мужского пола соответственно.
Впоследствии имение по наследству переходило к дочери Алексеева Варваре Веймарн. Эта помещица не особо жаловала своих крепостных, часто нарушая установленный государством порядок выдачи пособий беднякам на обсеменение полей.
В 1850 году Новосёлки /имение/ переходит к Ивану Петровичу Веймарну, сыну помещицы.
 
Справка: « В 1850 году на основании дарственной записи матерью его Варварою введён во владение оставленным ему имением в Гродненском уезде именуемом Новосёлки, заключающем 326 ревизских мужского пола душ».
Однако в августе 1855 года имение у него было отобрано и передано в казну за неуплату недоимок. В материалах этого дела сказано: «За податковую и банковскую недоимки с января 1854 года Веймарн И.П. обратил в продажу экономический скот, немалую часть рабочего. Осталось 8 лошадей, 1 бык, 15 овец. Медная посуда с винокурни вывезена. Поля дворовые худо обсеменены, на яровые не подготовлены. Много крестьянских полей не засеяно. На 75 крестьянских дворов, оставшихся из 115 дымов, где налицо нынче 60 душ и земли крестьянской 981 десятина, а дворовой 822 десятины, имеется только 34 пары волов и 30 лошадей, что продовольствие крестьян ничем не обеспечено.
Всё имение в 1850 году оценивалось лишь в 40 000 рублей.
Немаловажную роль в лишении прав на имение послужило, возможно и то, что Веймарн в 1853 году оставил свою жену баронессу Тызенгауз с 4-мя малыми детьми.
Позже, в 1865 году Веймарн И.П. подавал прошение о предоставлении ему права на аренду имения, однако прошение не было удовлетворено.
14 января 1859 года имение Новосёлки вместе с деревней Бараново были перечислены на имя Владислава Григорьевича Спиридонова. За ним оставалось 1358, 6 десятин земли. К этому времени за имением числилось:
- вольных мужчин - ; женщин- 3.
Из принадлежавших к имению земель усадебных было 6 десятин 1368 сажен, пахотных – 578 десятин 289 сажен, сенокосной – 55 десятин, пастбищ – 4 десятины 1870 сажен, неудобной  - 19 десятин 110 сажен, леса – 59 десятин 1916 сажен.
При этом лес находился во владении лесничего Баха, поэтому помещики часто обращались с прошением об выделении им лесной территории, т.к. практически они оставались без топлива. Впоследствии эти прошения были удовлетворены.
                12 ноября 1864 года Спиридонов был осуждён за революционную деятельность, лишён всего имущества и выслан в Томскую губернию. Было конфисковано не только имение, но и личные сбережения в сумме 26 тыс. рублей из которых 11 тыс. взятых на сохранение у матери жены и 15 тыс. отданных семье в качестве приданного.
Конфискованное имение Новосёлки было передано в казённое управление.
Конфискованное имение с ноября 1864 года по 1868 год находилось в арендном содержании Председателя Гродненского Мирового съезда Статского Советника Чаплина Дмитрия Андреевича. В 1868 году Чаплин направляет прошение Гродненскому Губернатору в котором отказывается арендовать имение. За аренду необходимо было платить по 405 руб. серебром в год, притом эту сумму нужно было вносить не более 2-х раз в году и вперёд. Из хозяйственных построек в имении в то время имелась мельница, воловая, корчма, кроме того было 2 фруктовых сада, овощной огород. Прошение Чаплина было удовлетворено и по согласию императора России Александра II имение продаётся Управляющему Палатою  Государственных имуществ, Надворному Советнику Евграфу Никоноровичу Курлову.
 
В материалах по продаже сказано: «… Продано из казённой Дубницкой дачи 256 десятин 1170 сажен земли за 2 127 рублей 3копейки, а всего 703 десятины 400 сажен за 7 809 рублей 3 копейки».
В делах имеется чертёж лесной дачи имения Новосёлки с хутором Дубница. По чертежу видно, что имению принадлежало уже 66, 423 десятины соснового леса, 29,72 десятины лиственного и 100, 47 десятины смешанного, всего 196, 613 десятины леса.
Помещик Курлов Е.Н. передаёт по наследству имение своему сыну Евгению.
В 1905 году Курлов Е.Е. подал прошение о расчистке в имении для обращения в сельхозугодья 35,98 десятин лесной площади вместо искусственно и естественно залесенных 47 десятин земли. У помещика Курлова Е.Е. в 1908 году было земель:
·         усадебной, сады, огороды – 6 десятин;
·           пахотной-пшеничной – 60 десятин;
·         Ржаной – 200 десятин;
·         Гречишной – 153 десятины;
·         Сенокосов полевых – 58 десятин;
·         Болотных – 10 десятин
- пастбищ:
* по сухому – 20 десятин;
* по болоту – 16 десятин
Лесу дровяного и строевого на сплаве – 47 десятин лесных зарослей и кустарников – 117 десятин неудобных мест – 16 десятин
         Всего 703 десятины.
В 1908 году из имения Новосёлки от дворянина Курлова Е.Е. было продано Матвею Викентьевичу Машевскому  - 9 десятин, Доминику Доминиковичу Милашевскому – 15 десятин 156,9 сажен, Феликсу Доминиковичу Козелу – 5 десятин 1371 кв. сажень за 835 руб.
У помещика Курлова Е.Е. было 5 детей. Три дочери – Софья, Татьяна и Мария и два сына – Евграф и Наум. После смерти Курлова Е.Е. 9 октября 1919 года имение переходит во владение его жены Елизаветы. Дети по решению Окружного суда получили в наследство по 1/7 части всей земли имения – дочери  и по 3/14 части – сыновья. Старший сын Евграф в декабре 1921 года отказался от своей части в пользу Мамушинского ( мужа своей сестры Татьяны) и продал ему свою долю наследства – 109 десятин земли за 5 млн. марок.
В 1922 году Елизавета Курлова передала в собстенность государства 33 ½ га земли.
  Елизавета Курлова имела большие долги из-за несвоевременной уплаты налогов. В 1935 году она хотела продать имение по этой причине, но не нашлось покупателя.  В 1927 году имение переходит к Татьяне Матушинской,  дочери Курловых.
После воссоединения Западной и Восточной Белоруссии в сентябре 1939 года, д. Новосёлки стала частью БССР.

Фондовая и экспозиционная работа музея. Оформление этикетажа

Важное место в воспитании подрастающего поколения, обеспечении сохранности ценностей истории, культуры, природы, а также в расширении знаний о значительных событиях прошлого и настоящего принадлежит музеям учреждений образования.

Основными целями и задачами их создания являются воспитание у учащихся национального самосознания, приобщение их к национальному и общечеловеческому наследию, повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.

Основными направлениями работы музея учреждения образования являются:

1. Фондовая деятельность

2. Поисково-исследовательская деятельность

3. Экскурсионная деятельность

4. Рекламно-информационная деятельность

Фондовая деятельность

Основа деятельности музея. Она включает в себя :

Комплектование – это отбор, определения ценности предметов. Оно осуществляется в соответствии с профилем музея и конкретно поставленными задачами.

Хранение музейных фондов является важнейшей задачей музея. Хранение предлагает 2 формы работы – юридическое и физическое хранение.

Юридическое хранение музейных фондов осуществляется с помощью ведения музейной документации, которое отражает существование предмета в музейных фондах и предусматривает закрепление принадлежности предметов данному музею.

Физическое хранение направлено на создание оптимальных условий, предупреждающих физико-механические и химические изменения музейных предметов.

Изучение музейных предметов имеет важное значение, а также помогает осуществлять функции комплектования и хранения. От того, насколько подробно и точно описан предмет, зависит степень и глубина познания предмета.

Экспозиционно-выставочная деятельность является особым видом музейной работы и находится на стыке фондовой работы и музейной коммуникации и является по сути организацией экспозиций и выставок.

Основными компонентами экспозиции являются:

1. Экспонаты (подлинные и муляжи)

2. Группа научно-вспомогательных материалов, которую составляют:

* Гипертексты (тексты, сопровождающие экспонаты)

* Этикетаж (пояснения к экспонатам)

* Заголовки

* Графики (элементы дизайнерского оформления экспозиции)

 

Поисково-исследовательская деятельность.

Формы поисковой работы:

1. Участие в раскопках (такой опыт есть в музее Ратичскай СШ);

2. Поиск исторических сведений о родном крае;

3. Составление истории родного города, родной деревни;

4. Написание сочинений, рефератов;

5. Составление фотодокументов, летописей.

 

Экскурсионная деятельность

Подготовка экскурсии начинается с определения и разработки ее темы. На этом этапе работа проходит в двух направлениях:

1. Изучение источников и литературы

2. Изучение музейных предметов, входящих в экспозицию.

Следующий этап подготовки – составление плана экскурсии. В нем раскрывается цель, основные задачи, структура экскурсии (маршрут, тематические, организационные блоки), содержание текста, состав демонстрируемых экспонатов, состав дополнительных материалов, методы и приемы проведения экскурсии.

Экскурсионная деятельность осуществляется в следующих формах:

1) занятие;

2) экскурсии обзорные и тематические;

3) уроки-экскурсии (при изучении предметных тем по истории, белорусской литературе и др. предметов).

Методы и приемы проведения экскурсии:

1. Демонстрационный – основной прием, когда рассказ экскурсовода сочетается с показом.

2. Опросно-ответный (прием диалога) – когда экскурсия превращается в живую беседу, а не монолог.

Сейчас при проведении экскурсии необходимо использовать компьютерные технологии – экспонаты, которых нет в экспозиции, могут демонстрироваться на слайдах или экскурсия может быть полностью виртуальной.

Рекламно-информационное направление

Включает в себя работу по созданию рекламы и освещение деятельности музея в средствах массовой информации: газетах, журналах, Интернете. Сюда же относится издание рекламных буклетов, брошюр, дайджестов и др.

Подробнее остановимся на фондовой деятельности.

Основным документом учета экспонатов музея является книга учета экспонатов, в которую заносятся предметы основного и научно-вспомогательного фонда:

* основной – в первой части книги,

* вспомогательный – во второй.

Книга с пронумерованными листами должна быть прошнурована и скреплена печатью и подписью директора учреждения образования. Одновременно с занесением музейных предметов в книгу учета экспонатов на них проставляются инвентарные номера, совпадающие с номерами, под которыми предметы занесены в книгу учета.

Обозначение, как правило, проставляется на самом предмете, при этом принимаются меры к тому, чтобы не испортить внешний вид предмета.

На графических материалах (рисунках, фотографиях, документах, плакатах) номер ставят на оборотной стороне в левом нижнем углу простым мягким карандашом. Если документ написан на обеих сторонах, номер проставляется на полях слева.

На обратной стороне фотографий кроме инвентарного номера помещают описание сюжета.

Для тканей номер пишется на кусочке холста, который пришивается к предмету.

На металлических предметах инвентарный номер проставляется эмалевой краской.

На стекле и керамике номер ставится с наружной стороны дна тушью или масляной краской, после чего покрывается лаком.

На деревянных предметах номер проставляется масляной краской.

На книгах и брошюрах номер ставится:

* в левом нижнем углу 4-й страницы обложки;

* в левом нижнем углу 17-й страницы;

* в левом нижнем углу последней страницы.

Для мелких предметов номер пишется на картонном ярлыке, который тонкой суровой ниткой прикрепляется к предмету. Если к предмету невозможно прикрепить ярлык, он вкладывается в пакет, на который чернилами или тушью наносится инвентарный номер.

Для предметов, которые могут храниться только в сосудах (жидкости, образцы семян или почв), инвентарные номера ставятся с наружной стороны дна сосуда.

На темную поверхность инвентарный номер наносится светлой краской, на светлую – темной.

 

Хранение музейных фондов

Организация хранения фондов музея имеет целью обеспечить их сохранность (как в фондохранилище, так и на экспозиции) от возможных повреждений, разрушений, хищений и порчи, а также создание условий для использования коллекций в работе музея.

Помещение музея должно быть снабжено противопожарным инвентарем и оборудованием.

Для предупреждения хищений помещения музея в нерабочее время запираются, пломбируются или опечатываются. Окна музея на первом этаже снабжаются железными решетками. Необходимо установление пожарной и охранной сигнализации.

В помещениях музея должна поддерживаться температура воздуха в пределах +10 до + 25 С, относительная влажность воздуха – 50-60%. Для защиты предметов от действия естественного света все окна в музейных помещениях должны быть снабжены шторами для предохранения предметов от прямого попадания солнечных лучей.

Фонды музея необходимо защищать от воздействия пыли и различных вредителей. Основной профилактической мерой является систематическое проветривание материалов и удаление с них пыли.

Для хранения не находящихся в экспозиции предметов выделяется отдельное помещение – фондохранилище. Материалы в хранилищах размещаются в закрытых шкафах и на стеллажах. Последние применяются для хранения предметов, не боящихся пыли и света: керамики, стекла, металлических предметов и т.д. На стеллажах также хранятся хорошо закрывающиеся коробки с другими материалами.

Фотографии, негативы, монеты, медали помещаются в конверты из черной бумаги и хранятся вертикально в коробках. Наружная сторона конверта используется для написания данных о материале, находящемся внутри.

Документы, литографии, рисунки, другие виды письменных и графических материалов хранятся в папках с клапанами. Каждый

экспонат в папке должен быть переложен чистой бумагой или вложен в паспорту (гравюры, акварель и т.п.).

При оформлении экспозиции запрещается наклеивать сплошь на картон, подгибать, монтировать на незастекленных стендах подлинные документы, фотографии, произведения живописи, графики. Запрещается крепление предметов гвоздями, булавками, кнопками. Помимо механических повреждений (разрыв ткани, бумаги, трещины на дереве) они приводят к появлению ржавчины.

На стендах документы, фотографии, рисунки монтируются с помощью «лапок». В связи с этим предмет сначала прикрепляется к картону, размер которого несколько меньше его размера. Крепление делается при помощи двух-трех «лапок» – полосок белой бумаги размером 1х4 см. «Лапки» складываются вдвое, одна их половина прикрепляется мучным клеем к верхнему краю оборотной стороны предмета, а другая – к верхнему краю картона. Затем картон небольшими гвоздями крепится к стенду, на который накладывается стекло.