Музей "Спадчына"Профиль музея - историко-краеведческий Создан: 15.08.2016г. Адрес: д. Новосёлки. ул. Центральная. д.35., тел. 683017 Асноўныя раздзелы экспазіцыі:1. Трагедыя і боль в. Саломінка 2. Гонар нашага краю 3. Гісторыя Навасёлкаўскага краю 4. Этнаграфічны матэрыял
Дакументацыя музея Асноўным дакументам уліку і захавання матэрыялаў музея з’яўляецца Кніга ўліку экспанатаў асноўнага, навукова-дапаможнага фонду, архіва. Ёсць акты прыёму экспанатаў на часовае і сталае захоўванне за апошнія гады. А таксама Кніга водгукаў. Для навучэнцаў і гасцей школы дзверы музея заўсёды адчынены. Кіраўнік музея, Толкіна Алена Уладзіміраўна з задавальнннем для ўсіх правядзе экскурсію, пазнаёміць з экспанатамі. Навучэнцам, а сабліва хлопчыкам вельмі падабаецца глядзець на ордэны радавога партызана атрада имя І.В. Сталіна брыгады “Дзядзі Колі” Вялікай Айчыннай вайны Марыны Якаўлены Мельнікавай. У музеі паводзяцца ўрокі гуманітарных, грамадазнаўчых дысцыплін, пазакласныя мерапрыемствы, інфармацыйныя гадзіны. Гэта дапамагае не толькі больш наглядна вывучыць тэму праграмы, але і адчуць сваю датычнасць да гістарычнага працэсу і духоўнай культуры свайго народа. Для большасці школьнікаў Беларусі менавіта са школьнага музея і пачынаецца іх грамадзянскае станаўленне. У школьным музеі навучэнцы ўпершыню пачынаюць асэнсоўваць сваё дачыненне да ўсяго, што адбываецца навокал, а словы Радзіма, родны кут, любоў да Айчыны, подзвіг, патрыятызм напаўняюцца новым сэнсам. Менавіта дзейнасць музея павінна закласці аснову для выхавання нашых навучэнцаў. Што мы робім сёння для гэтага? Што ўкладаем у падрастаючае пакаленне? У ДУА "Навасёлкаўская базавая школа” абраны шлях выхавання праз адраджэнне нацыянальнай самасвядомасці і нацыянальных каштоўнасцей беларускага народа. Упэўнены, што вырашэнне многіх праблем залежыць ад узроўню сфарміраванасці грамадзянскай пазіцыі, павагі да нацыянальнай спадчыны. Кожны куточак на Беларусі захаваў свае адметныя асаблівасці, сваю самабытнасць. Застаецца толькі знайсці і зберагчы гэтыя дары. Гэта мы і спрабуем зрабіць у нашым школьным гісторыка-краязнаўчым музеі. Тут можна зазірнуць у мінулае. Адчуць спадчыну свайго народу.
|
Фондовая и экспозиционная работа музея. Оформление этикетажа
Важное место в воспитании подрастающего поколения, обеспечении сохранности ценностей истории, культуры, природы, а также в расширении знаний о значительных событиях прошлого и настоящего принадлежит музеям учреждений образования.
Основными целями и задачами их создания являются воспитание у учащихся национального самосознания, приобщение их к национальному и общечеловеческому наследию, повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.
Основными направлениями работы музея учреждения образования являются:
1. Фондовая деятельность
2. Поисково-исследовательская деятельность
3. Экскурсионная деятельность
4. Рекламно-информационная деятельность
Фондовая деятельность
Основа деятельности музея. Она включает в себя :
Комплектование – это отбор, определения ценности предметов. Оно осуществляется в соответствии с профилем музея и конкретно поставленными задачами.
Хранение музейных фондов является важнейшей задачей музея. Хранение предлагает 2 формы работы – юридическое и физическое хранение.
Юридическое хранение музейных фондов осуществляется с помощью ведения музейной документации, которое отражает существование предмета в музейных фондах и предусматривает закрепление принадлежности предметов данному музею.
Физическое хранение направлено на создание оптимальных условий, предупреждающих физико-механические и химические изменения музейных предметов.
Изучение музейных предметов имеет важное значение, а также помогает осуществлять функции комплектования и хранения. От того, насколько подробно и точно описан предмет, зависит степень и глубина познания предмета.
Экспозиционно-выставочная деятельность является особым видом музейной работы и находится на стыке фондовой работы и музейной коммуникации и является по сути организацией экспозиций и выставок.
Основными компонентами экспозиции являются:
1. Экспонаты (подлинные и муляжи)
2. Группа научно-вспомогательных материалов, которую составляют:
* Гипертексты (тексты, сопровождающие экспонаты)
* Этикетаж (пояснения к экспонатам)
* Заголовки
* Графики (элементы дизайнерского оформления экспозиции)
Поисково-исследовательская деятельность.
Формы поисковой работы:
1. Участие в раскопках (такой опыт есть в музее Ратичскай СШ);
2. Поиск исторических сведений о родном крае;
3. Составление истории родного города, родной деревни;
4. Написание сочинений, рефератов;
5. Составление фотодокументов, летописей.
Экскурсионная деятельность
Подготовка экскурсии начинается с определения и разработки ее темы. На этом этапе работа проходит в двух направлениях:
1. Изучение источников и литературы
2. Изучение музейных предметов, входящих в экспозицию.
Следующий этап подготовки – составление плана экскурсии. В нем раскрывается цель, основные задачи, структура экскурсии (маршрут, тематические, организационные блоки), содержание текста, состав демонстрируемых экспонатов, состав дополнительных материалов, методы и приемы проведения экскурсии.
Экскурсионная деятельность осуществляется в следующих формах:
1) занятие;
2) экскурсии обзорные и тематические;
3) уроки-экскурсии (при изучении предметных тем по истории, белорусской литературе и др. предметов).
Методы и приемы проведения экскурсии:
1. Демонстрационный – основной прием, когда рассказ экскурсовода сочетается с показом.
2. Опросно-ответный (прием диалога) – когда экскурсия превращается в живую беседу, а не монолог.
Сейчас при проведении экскурсии необходимо использовать компьютерные технологии – экспонаты, которых нет в экспозиции, могут демонстрироваться на слайдах или экскурсия может быть полностью виртуальной.
Рекламно-информационное направление
Включает в себя работу по созданию рекламы и освещение деятельности музея в средствах массовой информации: газетах, журналах, Интернете. Сюда же относится издание рекламных буклетов, брошюр, дайджестов и др.
Подробнее остановимся на фондовой деятельности.
Основным документом учета экспонатов музея является книга учета экспонатов, в которую заносятся предметы основного и научно-вспомогательного фонда:
* основной – в первой части книги,
* вспомогательный – во второй.
Книга с пронумерованными листами должна быть прошнурована и скреплена печатью и подписью директора учреждения образования. Одновременно с занесением музейных предметов в книгу учета экспонатов на них проставляются инвентарные номера, совпадающие с номерами, под которыми предметы занесены в книгу учета.
Обозначение, как правило, проставляется на самом предмете, при этом принимаются меры к тому, чтобы не испортить внешний вид предмета.
На графических материалах (рисунках, фотографиях, документах, плакатах) номер ставят на оборотной стороне в левом нижнем углу простым мягким карандашом. Если документ написан на обеих сторонах, номер проставляется на полях слева.
На обратной стороне фотографий кроме инвентарного номера помещают описание сюжета.
Для тканей номер пишется на кусочке холста, который пришивается к предмету.
На металлических предметах инвентарный номер проставляется эмалевой краской.
На стекле и керамике номер ставится с наружной стороны дна тушью или масляной краской, после чего покрывается лаком.
На деревянных предметах номер проставляется масляной краской.
На книгах и брошюрах номер ставится:
* в левом нижнем углу 4-й страницы обложки;
* в левом нижнем углу 17-й страницы;
* в левом нижнем углу последней страницы.
Для мелких предметов номер пишется на картонном ярлыке, который тонкой суровой ниткой прикрепляется к предмету. Если к предмету невозможно прикрепить ярлык, он вкладывается в пакет, на который чернилами или тушью наносится инвентарный номер.
Для предметов, которые могут храниться только в сосудах (жидкости, образцы семян или почв), инвентарные номера ставятся с наружной стороны дна сосуда.
На темную поверхность инвентарный номер наносится светлой краской, на светлую – темной.
Хранение музейных фондов
Организация хранения фондов музея имеет целью обеспечить их сохранность (как в фондохранилище, так и на экспозиции) от возможных повреждений, разрушений, хищений и порчи, а также создание условий для использования коллекций в работе музея.
Помещение музея должно быть снабжено противопожарным инвентарем и оборудованием.
Для предупреждения хищений помещения музея в нерабочее время запираются, пломбируются или опечатываются. Окна музея на первом этаже снабжаются железными решетками. Необходимо установление пожарной и охранной сигнализации.
В помещениях музея должна поддерживаться температура воздуха в пределах +10 до + 25 С, относительная влажность воздуха – 50-60%. Для защиты предметов от действия естественного света все окна в музейных помещениях должны быть снабжены шторами для предохранения предметов от прямого попадания солнечных лучей.
Фонды музея необходимо защищать от воздействия пыли и различных вредителей. Основной профилактической мерой является систематическое проветривание материалов и удаление с них пыли.
Для хранения не находящихся в экспозиции предметов выделяется отдельное помещение – фондохранилище. Материалы в хранилищах размещаются в закрытых шкафах и на стеллажах. Последние применяются для хранения предметов, не боящихся пыли и света: керамики, стекла, металлических предметов и т.д. На стеллажах также хранятся хорошо закрывающиеся коробки с другими материалами.
Фотографии, негативы, монеты, медали помещаются в конверты из черной бумаги и хранятся вертикально в коробках. Наружная сторона конверта используется для написания данных о материале, находящемся внутри.
Документы, литографии, рисунки, другие виды письменных и графических материалов хранятся в папках с клапанами. Каждый
экспонат в папке должен быть переложен чистой бумагой или вложен в паспорту (гравюры, акварель и т.п.).
При оформлении экспозиции запрещается наклеивать сплошь на картон, подгибать, монтировать на незастекленных стендах подлинные документы, фотографии, произведения живописи, графики. Запрещается крепление предметов гвоздями, булавками, кнопками. Помимо механических повреждений (разрыв ткани, бумаги, трещины на дереве) они приводят к появлению ржавчины.
На стендах документы, фотографии, рисунки монтируются с помощью «лапок». В связи с этим предмет сначала прикрепляется к картону, размер которого несколько меньше его размера. Крепление делается при помощи двух-трех «лапок» – полосок белой бумаги размером 1х4 см. «Лапки» складываются вдвое, одна их половина прикрепляется мучным клеем к верхнему краю оборотной стороны предмета, а другая – к верхнему краю картона. Затем картон небольшими гвоздями крепится к стенду, на который накладывается стекло.